Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Охрана природы на уроках физики

Охрана природы на уроках физики.,

Защита природы -  дело всенародное. Оно требует усилий всего человечества. Следовательно, в каждом гражданине нашей страны нужно воспитывать чувство ответственности за судьбу природы, причём воспитывать с детства. Пропаганда знаний о природе, её охране, развитие у ребят любви и бережного отношения к ней – важная обязанность учителя. Многое в этом плане можно сделать на уроках физики. Ведь учебная программа даёт широкую возможность раскрыть научные основы  работ по охране природы и рациональному использованию её ресурсов. Вот как я реализую это на своих уроках.

В 7 классе при изучении вопроса о трёх состояниях вещества объясняю ученикам, что в природе происходит непрерывный круговорот воды. При любой температуре в каждое время года с поверхности почвы, водоёмов, листьев растений испаряется влага и атмосфера пополняется водяными парами, которые, конденсируясь в её верхних холодных слоях, образуют облака и выпадают на землю в виде росы, снега, града, инея. В каждой местности устанавливается равновесное состояние между количествами испаряющейся воды и воды, находящейся в атмосфере. К такому равновесному состоянию приспосабливаются и привыкают люди, животные, птицы, растения. При современной мощной технике человек может легко нарушить это равновесие, например, вырубив лес, осушив болота, уничтожив водоёмы. В результате наступит новое равновесное состояние, которое будет непривычным для обитателей данной местности, и богатая природа может за короткое время оскудеть. Следовательно, вторгаясь в природу, нужно точно знать последствия такого преобразования и предусматривать меры по её охране.

На уроке, посвящённом изучению сообщающихся сосудов, разговор с ребятами идёт о том, что на принципе сообщающихся сосудов основано устройство осушительных и оросительных систем. Для орошения полей используются грунтовые воды, вода рек и озёр, талые и дождевые воды, собранные в запруды и лиманы. Водохранилища должны находиться выше орошаемых полей. Вода движется с более высокого уровня на более низкий по магистральным и распределительным каналам, а затем по временным оросительным бороздам. Чтобы сделать избыточно увлажнённые и заболоченные почвы пригодными для земледелия, их осушают: роют открытые канавы, в которые вода из почвы стекает по специально проложенным трубкам, естественным крупным полостям и отверстиям. Для посадки  же овощных  культур в низких сырых местах делают высокие грядки. Грунтовая вода стекает из них в глубокие межи, а на грядках благодаря этому создаются благоприятные условия для роста растений.

При рассмотрении вопроса « Существование воздушной оболочки Земли» рассказываю о борьбе против загрязнения атмосферы, которое происходит главным образом вследствие выброса  в неё отходов производства промышленными предприятиями.  За последнее десятилетия объём таких выбросов очень возрос, в результате увеличилось содержание в атмосфере углекислого газа, что в конце концов может привести к «парниковому эффекту» - повышению температуры нашей планеты, таянию ледников и другим нежелательным последствиям. В настоящее время в нашей стране принимаются важные меры против загрязнения воздуха:  улавливаются дымовые газы, используется более эффективное топливо, повышается КПД тепловых установок, широко внедряется технология комплексной переработки сырья, используются высотные вытяжные трубы.

В беседе о ветряных двигателях  я рассказываю ребятам не только об использовании ветра в производственных целях, но и стихийных бедствиях, которые он может вызвать- бурях, ураганах, штормах, суховеях. Суховеи высушивают землю, «сжигают» хлеба; чёрные бури сметают плодородный слой почвы; ураганы валят лес, сметают снежный покров, засыпают песком поверхность плодородной земли. Следует проводить огромную работу по предотвращению таких бедствий:   открытые места покрывать сетью лесозащитных полос, которые    служат надёжным тормозом движущихся воздушных масс. Подчёркиваю, что лес – наш зелёный друг, наше богатство, его важно беречь.

В 8 классе при изучении теплопроводности объясняю школьникам, что снег, особенно рыхлый, содержит много воздуха, который обладает плохой теплопроводностью, поэтому для сохранения в зимнее время посевов, плодовых деревьев, кустарников и ягодников производится снегозадержание. Практика показала, что наиболее эффективными способами снегозадержания служат: создание лесозащитных полос, расстановка щитов, сохранение стерни при безотвальном способе обработки земли, кулисная защита. Чтобы предохранить от вымерзания сады, фруктовые деревья окучивают.

К уроку, посвящённому рассмотрению конвекции в природе и применению её в технике, предлагаю ребятам подготовить небольшие сообщения на темы:                    « Конвекция в природе», « Какую пользу приносят полезащитные лесонасаждения?»,

« Какие меры применяются для очистки выбрасываемых через вытяжные трубы в атмосферу отработанных газов?».

При изучении вопроса « Излучение» выясняю, почему необходима побелка плодовых деревьев ( белое покрытие значительно ослабевает излучение и поглощение солнечных лучей, предохраняя деревья от ожогов.

На уроке, посвящённом  изучению испарения и конденсации, предлагаю восьмиклассникам вопрос : « Как во время засухи и суховеев сохранить влагу на полях, чтобы спасти от гибели посевы?». Ученики должны сами рассказать об уменьшении испарения из разрыхлённой почвы баронованием, об уменьшении площади её поверхности выравниванием, мульчированием, о создании сети полезащитных полос и т.д.

Излагая в 8 и 10 классах материал о ДВС и паровой турбине, необходимо сказать следующее: из года в год растёт в нашей стране число карбюраторных и дизельных ДВС, становится больше автомашин, автобусов, мотоциклов, тепловозов, теплоходов, тракторов , комбайнов, самолётов. Это замечательно. Однако в процессе работы ДВС происходит выброс в атмосферу огромного количества выхлопных газов, загрязняющих окружающую среду. Поэтому одновременно с развитием этой области производства принимаются меры по предотвращению загрязнения воздушного бассейна выхлопными газами: начат перевод автотранспорта с ДВС на сжиженный газ, разрабатываются электромобили большой грузоподъёмности и длительности пробега без зарядки аккумуляторов, начато применение газовых турбин вместо паровых, увеличиваются массивы зелёных насаждений, поставляющих в атмосферу кислород и препятствующих тем самым нарушению равновесия в воздушном океане между содержанием кислорода и оксида углерода.В рассказе об атомной энергии обращаю внимание школьников на то , что ввод в эксплуатацию всё большего числа АЭС и атомоходов значительно оздоровит воздушную среду ,так как они не загрязняют атмосферу  отработанными газами, а также рассказываю о вреде использования и испытания атомного оружия в

 атмосфере, под водой и землёй. Ведь где бы не производился атомный взрыв, он

чреват печальными последствиями – заражением радиоактивными веществами  воздушного и водного океана.

В 9 классе , отмечая успехи нашей страны в освоении космического пространства, я рассказываю о том , что с помощью ИСЗ и орбитальных космических станций успешно решаются наряду с важными научными и народохозяйственными задачами проблемы охраны природы. Так, дозорный спутник « Метеор» обычно находится на орбите    на высоте примерно 1 тыс. км над Землёй и собирает информацию  с поверхности шириной более 2 тыс.км. Одновременно работают 2-3 таких спутника, которые два раза в сутки обозревают Землю и каждый раз сообщают информацию примерно с 70-80% поверхности Земли. Они позволяют составлять достаточно точные прогнозы погоды на 5 суток, регистрируют появление ураганов, пылевых бурь, штормов, тайфунов и т.д., предупреждают  о наступлении длительных ненастий и засух,  дают возможность определять координаты и размеры лесных пожаров, очагов болезней и вредителей лесов и полей, районов сильного загрязнения воздуха и воды и вовремя принять необходимые меры борьбы со стихийными бедствиями.

В теме «Работа и энергия» ребята узнают, что ветровые потоки воздушного океана служат неисчерпаемым источником дешёвой энергии. Использование этой энергии очень заманчиво благодаря её «дешевизне» и наибольшей безвредности для окружающей природы, так как в процессе работы ветроэнергетические агрегаты не выделяют вредных отходов и не загрязняют окружающую среду. Сейчас созданы надёжные ветроэнергетические установки мощностью до 100 кВт. Они применяются для оросительных работ, электроосвещения, опреснения воды и разложения её на кислород и водород.

При рассмотрении электростатики  рассказываю уч-ся о принципе действия электрофильтра для улавливания   вредных дымовых газов, которые выбрасываются в атмосферу в больших количествах трубами заводов и фабрик, тепловых электро-    

станций и т.д. Работа предприятий , загрязняющих среду, без очистительного оборудования  строго запрещена законом.

При изучении ультразвука сообщаю уч-ся такие сведения: в настоящее время ультразвук используется для охраны от загрязнений воздушного и водного  бассейнов, почвы; создаются ультразвуковые установки для фильтрации, дробления и разруше-

ния вредных веществ; с помощью ультразвука можно превращать опасные для окружающей среды отходы промышленного производства в полезные, например улавливать выбрасываемый  в атмосферу некоторыми предприятиями аммиак и превращать его в жидкое или твёрдое вещество, необходимое для некоторых    химических технологических процессов.

Учебный материал о спектральном анализе я дополняю краткими, но очень важными в воспитательном отношении сведениями о применении спектрального анализа для охраны природы, ставшего в последние годы благодаря развитию космонавтики  одним    из главных методов  наблюдения за состоянием нашей планеты. ИСЗ собирают сведения о запылении и загрязнении    вредными газами атмосферы на различных высотах, проводятся дистанционные наблюдения за поверхностью Земли. Всё это позволяет поставить вопросы охраны природы на научную основу.

При ознакомлении с ультрафиолетовым излучением я рассказываю 11 классу о том, что ультрафиолетовые лучи Солнца, падающие на Землю, почти полностью задерживаются озоновым слоем её атмосферы, находящимся на высоте 30-40 км от поверхности Земли. Этот слой надёжно защищает живые организмы    от гибельного воздействия ультрафиолетовых лучей; пропускаемая же им  часть солнечного потока   ультрафиолета не только не опасна для животных и растений, но даже производит целебное действие. Вот почему так важно не допустить уменьшение  озонового слоя, которое    может произойти вследствие выхлопов двигателей высотных самолётов, космических ракет.

Когда речь идёт о гамма-лучах, то можно сообщить уч-ся     о том, что облучённые ими вредные насекомые не дают потомства и погибают, Благодаря этому предотвращаются массовые заболевания и гибель домашнего скота, зверей, дичи, растительности, порча древесины.

При изложении темы « Открытие нейтрона» можно рассказать ребятам о применении нейтронов в мирных целях: путём облучения этими частицами  получены устойчивые к заболеваниям   сорта растений , злаков с высоким качеством зерна. Но нейтроны могут нести и смерть. Взрыв нейтронной бомбы уничтожает всё живое, разрушает естественную природную среду, поэтому не случайно люди всей планеты требуют отказа от её производства и использования.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (30.66 kB)
Автор:
учитель физики МБОУ " Трудкинская СОШ"
Дата публикации: 30.09.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мальцева Н. И. Охрана природы на уроках физики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/47908-okhrana-prirody-na-urokakh-fiziki (дата обращения: 20.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию