Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Значение воспитательного потенциала урока иностранного языка

Значение воспитательного потенциала

урока иностранного языка.

Всегда ли мы понимаем, насколько велик воспитательный потенциал урока иностранного языка?

Когда спорят о том, какую роль играет иностранный язык, как учебный предмет в учебном заведении, все доводы в пользу иностранного языка сводятся обычно к тому, что, каждый образованный  человек должен знать хотя бы один иностранный язык, что иностранный язык необходим для будущей профессии, что знание иностранного языка развивает, ибо позволяет узнавать много нового и т. п.   Все это, разумеется, так.  Но основное достоинство иностранного языка как учебного предмета заключается, на мой взгляд, не только в этом. Знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не только сугубо практический эффект обучения, сколько то, что это знание или процесс его приобретения вносит в формирование человека как личности. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.

А потенциал этот просто огромен! Можно без преувеличения сказать, что вряд ли какой-нибудь из учебных предметов может в этом плане сравниться с иностранным языком. Именно по этой причине воспитательный потенциал является специфической чертой урока иностранного языка.

В чем же заключены воспитательные возможности нашего предмета? По-видимому, в трех сторонах урока. Прежде всего, в содержании используемых материалов; во-вторых, в методической системе обучения; в-третьих, в личности учителя и его поведении.

Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Он включает в себя: воспитание идейной убежденности и политической сознательности, нравственности, сознательного отношения к труду, развитие общественной активности, воспитание эстетического вкуса. Вспомним в связи с этим, какие материалы (тексты, темы, проблемы и т. п.) включены (должны быть включены) в учебник и используются на уроке. Это рассказы о родине и ее истории, о жизни выдающихся деятелей науки и культуры, о беззаветном героизме людей в годы войны, о природе,  о родном городе, музеях, музыке…

Трудно сказать, что не является предметом нашего обсуждения на уроках иностранного языка. Только, пожалуй, история, обществоведение и литература располагают некоторыми из этих возможностей. Но у иностранного языка как учебного предмета есть одна особенность: на наших уроках мы обучаем общению, которое по самой своей сути – личностно. Ученик не просто рассказывает о чем то, он высказывает свое мнение, свое отношение к предмету общения. Именно эта личностная заостренность и является тем каналом, через который в душу и сознание ученика проникает воспитательное воздействие.

К сожалению, этот канал используется ещё мало и не очень умело. Дело в том, что просто включение в учебник и прочтение текста, обладающего воспитательными возможностями, еще не даст должного эффекта. Нужна и соответствующая его интерпретация, и соответствующее отношение к нему учителя. Урок должен вызывать эмоции, субъективные переживания, затрагивать мотивационную сферу психики учащихся.

Возьмем, к примеру, толерантность, эту важнейшую черту современного человека. Вряд ли можно ее воспитать только специальными мероприятиями, посвященными этой теме, или чтением текстов; немного внесут и специальные беседы о данном вопросе. Все дело в том, как это делается. Нужно, чтобы ученик на каждом шагу видел и чувствовал отношение самого учителя к данной теме, ощущал его уважение к другим народам, обычаям, традициям, убеждался в глубоком знании учителем страны, ее истории, ее места в мире, взаимоотношений с другими  странами, в объективной оценке всего, что происходит в мире. И важно здесь, не только то, о чем  говорится на уроке, но и то, как это делается. Для разговора о толерантности одних цифр и фактов недостаточно – должна чувствоваться убежденность в этом самого учителя. Часто учитель воспитывает своим примером, своим отношением к ученикам, к окружающему миру. Нет показателей, которые говорили бы о реализации воспитательных задач, поставленных на уроке, если учащиеся ждут урока, активно работают, с уважением относятся и к учителю и друг к другу и вы видите их улыбки, вместо скучающих лиц – вы на правильном пути.

Воспитательный потенциал заложен и в системе обучения. Все зависит от того, на каких принципах эта система основана, какие приемы работы она предполагает. В этом плане коммуникативное обучение открывает большие возможности. Достаточно вспомнить, например, тот факт, что обучение общению осуществляется в процессе общения. Это значит, что овладение иноязычным говорением как процесс индивидуальный проходит эффективнее как раз при коллективном обучении (работа в парах, в группах, в командах).  Воспитание речевого коллектива, что предусматривается коммуникативным обучением, не может проходить бесследно для воспитания коллектива вообще и коллективизма в целом. Отношения между учащимися в группах полностью отвечают принципам коллективности и воспитывают в них такие качества как инициативность, организованность, ответственность, дают им возможность проявить свои лидерские качества.

Урок иностранного языка – это мощный механизм личностного развития ученика через реализацию его воспитательного потенциала.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.28 kB)
Автор:
преподаватель английского языка СПб ГБПОУ "Колледж метростроя"
Дата публикации: 08.10.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Лебедева . Э. Значение воспитательного потенциала урока иностранного языка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/48120-statya-znachenie-vospitatelnogo-potentsiala-uroka-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 23.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию