Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Поддержка и сопровождение развития одарённых детей, система подготовки к конкурсам творческой направленности как фактор успешности обучающихся

"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь"

( Плутарх)

     Сегодня тема одарённых и талантливых детей в России - одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике.  Никто не станет отрицать, что научно - технический прогресс страны  и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Поэтому, выявление, поддержка, развитие  одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

   «Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которые  ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, т.е. любознательные, отличаются отличной памятью, наделены воображением, изобретательностью, творчески подходят к любому делу, с высоким уровнем творческих способностей, дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности и  хорошо развиты физически. Поэтому так важно именно в школе помочь таким детям претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности» Ведь в каждом ребёнке спит гений и творец. И наша работа - работа  педагогов начальной школы разбудить этого Великого спящего.

 «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они стараются  чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерно восприятие окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности. Но одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей.
 «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться» (А.Бебель)

Наш педагогический коллектив начальной школы совершенствует работу по выявлению и поддержке способных и одарённых детей. В своей работе мы опираемся на принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. В нашей  легендарной школе каждый учебный год проводится много различных  школьных и муниципальных конкурсов, выставок, олимпиады по предметам, кружки по интересам, проведение нестандартных уроков, проектная деятельность, детское портфолио, где обучающиеся могут проявить свои творческие способности. Результатом являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся, которые также являются хорошим стимулом для новых творческих работ. А также наши обучающиеся активно принимают участие в различных Всероссийских дистанционных играх - конкурсах «По сказочным тропинкам», «Кенгуру», « Всезнайка», "Русский медвежонок" и др.) И итогом  являются многочисленные дипломы и грамоты учащихся.  В рамках предметных недель организуется  Интеллектуальный марафон (интеллектуальные игры и олимпиады для  учащихся 1-4-х классов). Это позволяет увидеть  мыслящих учащихся, и впоследствии, уделить внимание развитию их способностей. Мы, учителя начальной школы стараемся поддерживать интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению в начальной школе.

  • Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Я считаю, чтобы выявить одаренных детей и в дальнейшем развивать их способности, необходимо использовать современные образовательные технологии.

Для выявления одаренных детей я использую такие формы работы, как:

  • наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
  • изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
  • общение с родителями;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, марафоны

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы и принять самое главное в жизни решение  -  кем и каким быть.

При выявлении одаренных детей беру во внимание их успехи в любой сфере  деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.  Урочную и внеурочную деятельность я строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Особое внимание  уделяю детям, которые испытывают затруднения в обучении. Стараюсь создать условия, чтобы такой ребенок мог проявить себя в других сферах деятельности – спорте, искусстве, в творчестве. Побуждаю и родителей к тому, чтобы они предоставили ребенку возможность заниматься в кружках и  секциях.

Мои ученики  всегда принимают участие в творческих конкурсах. Четвёртый год участвуют  во Всероссийском конкурсе "Олимпис". Этот конкурс предоставляет возможность детям проверить свои знания, повышает мотивацию к учёбе, развивает навыки в работе с компьютером. По результатам прошлого учебного года  в осенней и весенней сессии 3 победители , призёры и участники. Ребята награждены дипломами, играми и призами.

Впервые мои ребята участвовали в  детском творческом конкурсе "Комус.ру". "Рисуем вместе с Комус". Номинации: "Лучший рисунок", "Лучшая творческая поделка" А так же проявили свои способности во Всероссийских конкурсах " Русский медвежонок" и "Время знаний". Награждены дипломами и памятными подарками.

Моим ученикам очень нравится инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.  Дети увлеченно работают над постановкой произведений, затем применяют свои творческие способности на практике.  

Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

И   неудивительно, что  впервые они приняли участие в конкурсе: " Дети читают и пишут стихи". 12 человек, и среди них девочка с ограниченными возможностями, которая находится  у меня на индивидуальном обучении. Они  декламировали на видео  свои выбранные произведения, а затем разместили свои видеоролики на сайте конкурса. Награждены дипломами и лучшими подарками - книгами, получили скидку на покупку книг и учебных пособий.

Второй год подряд дети участвуют в районном конкурсе "Читаем вместе, читаем всегда, читаем везде". Мой класс занял 1 место по чтению книг во время летних каникул, Скобелев Даниил получил отдельную грамоту за прочтения за лето более 20 книг. Он же является победителем и призёром школьного и районного конкурса чтецов.

Двое ребят ( Сакиркин А. и Скобелев Д) приняли активное участие в областном конкурсе: "Права человека - глазами ребёнка".

  Особое место во внеурочной деятельности занимает участие в олимпиадном движении. Олимпиады - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Олимпиадные задания - это задания повышенной трудности, нестандартные и по формулировке и по методам решения. Условия олимпиадных заданий оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции учащихся       В  3-4  классах  уже  работа  с  детьми  ведётся  по  конкретным  предметам. Становится ясно,  к  какому  предмету  у  кого  из  них  больше  способностей. Так мои выпускники 2015 года являются победителями районного интеллектуального марафона, который даёт возможность школьнику рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, выходя за рамки учебной программы. Мои ученики также являются победителями  и призёрами  школьной и районной олимпиад по предметам: математика, русский язык, окружающий мир.

Так же , как и все учителя начальной школы, я веду внеурочную деятельность, где развиваются  познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.

Совершенствую новизну  на уроках: групповые формы работы и работа в парах, где  ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. 

Работая в группе сверстников, ребенок имеет воз­можность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь до­пустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению  проблем, с которыми одному не справиться. Для  «сильных» учащихся - это не только прекрасная воз­можность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.   

На базе моего класса на конкурс "Педагог- года" проводились открытые уроки другими учителями из других школ.  На мой взгляд, эти уроки открывают широкие возможности для развития детей и повышения мотивации к учебному процессу.     

Оказывает помощь  в работе с творческими детьми проектная деятельность. Ведь проект для учащегося - это возможность делать что - то интересное самостоятельно, в группе и самому; это деятельность , позволяющая проявить себя, попробовать свои силы. приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

( показ проектов)

 В работе с одаренными способными детьми я не    ограничиваюсь только  олимпиадами и конкурсами. Ребята  с удовольствием принимают  участие в открытых первенствах по дзюдо, по шашкам. ( Гордеев Д, Леонов М.) по сдаче нормативов ГТО. Награждены значками ( золото, бронза, серебро) , но пока только на бумаге и на сайте ГТО.

      Большое внимание  уделяю работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости  способствуют высокие познавательные интересы родителей. Родители мои прежде всего - это помощники. которые всегда поддерживают меня  в начинании каких - либо интересных дел и затей. Я считаю, что обязательно получиться хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Но я хочу, чтобы мои ученики были не только одарёнными детьми, но и добрыми и порядочными.

Накануне нового учебного года стартует акция по всей стране "Дети вместо цветов". Я предложила родителям отказаться от дорогих цветов в День знаний и ограничиться скромным букетов от всего класса. А сэкономленные деньги потратить на лечение девочки Маргариты Коржавиной, у которой диагноз - рак глаза. В этом году девочка мечтала пойти в детский сад, "чтобы найти друзей".

Родители и все ученики поддержали мою идею и перевели деньги на счёт Благотворительного фонда помощи детям.

Для меня главное – научить детей любить мир,  стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремиться к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят.

( показ презентации: "Одарённые дети - будущее России")

 

 

 

В заключении хочу отметить,  что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей постоянного совершенствования, тесного сотрудничества с психологами, учителями, администрацией и обязательно с родителями. Таким образом, неодаренных, детей без талантов,  нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя, поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей. Это  важная задача каждого учителя.

И чем раньше учитель обнаружит незаурядные  способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу нашего  Отечества.

Уважаемые коллегии! Разрешите поздравить Вас с началом нового учебного года! Пожелать Вам крепкого здоровья, сил, позитивного настроения на весь учебный год.  Хорошей погоды в своих семьях и на работе. Ведь наша с вами работа - самая лучшая и классная. Недаром мы каждый день пишем мелом на доске  "Классная работа".

Спасибо за внимание!

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (334.67 kB)
Автор:
МОУ "Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа имени маршала В.И. Чуйкова"
Дата публикации: 21.10.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Колганова Е. В. Поддержка и сопровождение развития одарённых детей, система подготовки к конкурсам творческой направленности как фактор успешности обучающихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/48738-podderzhka-i-soprovozhdenie-razvitiya-odarjonnykh-detej-sistema-podgotovki-k-konkursam-tvorcheskoj-napravlennosti-kak-faktor-uspeshnosti-obuchayushchikhsya (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию