Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья КАК КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Включает методическую разработку


Айтмагомбетова  С.К.


Средняя школа  имени Бейсенбека Тайшапулы , Жамбылская область, Казахстан



КАК КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ



Пройдя курсы по Программе второго уровня уровневых Программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я узнала очень много нового. Программа обучения состоит в том, как  и чему учить учеников.


Принципиальным отличием современных процессов преподавания в обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний,помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков,востребованных в 21-м веке. («Руководство для учителя» стр.144)


Я согласна с тем, что учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии  учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метапознания – навыков обучения тому, как учиться (Schleicher. 2012)


Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «Я – концепцию», стимулируя «к учению с увлечением», повышая уровень его образования.


Главная проблема в нашей школе- учащиеся слабо владеют русским языком, разговор на русском языке нечистый, а с акцентом. Очень плохо говорят по-русски,так как школа с казахским языком обучения и отсутствует среда общения.Поэтому я выбрала для исследования тему: «Как критическое мышление влияет на развитие речи учащихся на уроках русского языка».У учащихся не развита речь, они не могут высказывать свои мысли и анализировать текст.Некоторые учащиеся не  вдумываясь в значения слов, занимаются зубрежкой.


Технология RWCT учит применению стратегий и приемов,а модуль «критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения вопроса или проблемы. Критическое мышление может происходить всякий раз,когда происходит процесс рассуждения,формулировки выводов или решения проблемы,т.е – всякий раз,когда необходимо установить,чему верить,что делать,и как делать это разумным и рефлексивным способом.


Навыки критического мышления включают несколько составляющих элементов,но хочу отметить один – понимание и использование речи с соблюдением четкости, ясности и объективности. Джон Дьюи  является одним из первых  исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству (Руководство стр. 188.)


В  главе  «Развитие критического мышления через диалог» говорится о том,что возможные методы определены как «исследовательский разговор» или «аргументация», «диалогическое обучение»  и «поддержка».Среди  пяти способов усвоения знаний,исследованных на практике, Александера хочется отметить два его способа,касающихся моей проблемы:


**обсуждение (обмен идеями в целях распределения информации и решения проблем).


**диалог (достижение  взаимопонимания посредством структурированного, кумулятивного опроса и обсуждения,которые способствуют уменьшению альтернатив, минимизируя риск и ошибки, ускоряя «трансляцию»)понятий и принципов (Alexander 2001.2008)


Ученик, обладающий навыками критического мышления должен быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным в принятии решений. (Глейзер Руководство стр. 189).


В настоящее время ученика очень трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях широкого распространения информационно-компьютерной технологии. На мой взгляд, это связано с недостаточным уровнем развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры.


Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.


Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а значит, увеличивает наши шансы на успех.. Технология  «Критическое мышление посредством чтения и письма» - это осмысленный подход и предназначена, чтобы обучающиеся стали лучше самостоятельно думать,определять направление  в изучении темы самостоятельно  решить проблемы, то  есть мыслить по-настоящему.


Критическое мышление предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.


1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)


Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».


2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)


На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.


3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.


Технология «Критическое мышление» обеспечивaет сaмостоятельность и aктивность учеников в их совместной рaботе в группе; рaзвивaет критическое мышление, помогaет учащимся анализировать тексты,что способствует развитию речи учащихся. А это самое важное  значение в моей работе.


Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить,  что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.


DSC00305DSC00305DSC00303DSC00307






Эти фотографии доказательства того,как дети,сообща группой,составляют и защищают постер.Модуль «Обучение критическому  мышлению»  для меня имеет большое значение. Так как сама структура урока «вызов – осмысление – рефлексия» стали для меня основой при разработке уроков. Использование стратегий критического мышления дало мне много возможностей сделать уроки интереснее и эффективнее, выбрать такие стратегии обучения, которые позволили ученикам самостоятельно обучаться и  проявлять себя. Что касается критического мышления, то, по мнению американского исследователя Д.Клустера, «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы» (Дэвид Клустер, «Что такое критическое мышление?»).


Применяя на уроках приемы критического мышления, как  представление информации в виде схем, задания с вопросами высокого порядка, задания на построение стратегий решения проблемы, я действительно убедилась в том, что каждый ребенок индивидуальная личность  и мыслит он по-своему. Не надо ему навязывать свою точку зрения в решении какого-либо вопроса, потому что, немного поразмыслив, он сам придет к правильному ответу.


Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». Причем при его написании существуют определенные правила,например:


1.        

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (61.18 kB)
Автор:
учитель русского языка и литературы средней школы имени Бейсенбека Тайшапулы
Дата публикации: 05.11.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Айтмагомбетова С. К. КАК КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/49295-ctatya (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию