Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения                                                                                                                

Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания;
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные,
  • развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные.

Начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Мною были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе я изучала сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатывались индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определялись трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносились самими учащимися.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа – приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

Наконец, другая сторона дела – красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете».

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Анализ педагогической деятельности по организации экологического воспитания младших школьников показал существенное преобладание классно-урочных форм. Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.

Широкое применение в моей деятельности получили ИКТ-технологий. ИКТ на занятиях окружающего мира позволяют излагать материал более доходчиво и за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников. Большинство учащихся являются визуалами, а значит информацию для них нужно предоставлять наглядно, что ранее было не всегда доступно.

Приобщение детей к учебно –воспитательской ,исследовательской деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причём индивидуально у каждого ребёнка. Эффективно организовать поисковую и исследовательскую деятельность не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Каждый ребенок - исследователь, поэтому наша педагогическая задача - помочь ему раскрыться и активизировать тот творческий потенциал.

Поэтому в своей работе использовала также метод проектов. Исследовательский проект - элемент научного творчества учащихся. Проектный метод помогает вовлекать ребят в интересную интеллектуальную деятельность, формировать такие личностные качества, как воля, умение нести ответственность за свой выбор, преодоление трудностей, развитие творческого мышления, самостоятельность.

В нравственно - экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.). Содержание натуралистических праздников было различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема была избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.

Экологическое образование и воспитание младших школьников осуществлялось мною  во внеклассной работе, которая таит в себе, в силу своей специфики, огромные резервы по экологическому воспитанию младших школьников. Использование этого резерва представляется одним из важнейших путей воспитания у младших школьников бережного отношения к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а также экологическому просвещению родителей своих учеников.

Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд особенностей, которые определяют взаимосвязь и дополнительность по отношению к классной:

- занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;

- участие в коллективных внеклассных мероприятиях полнее способствует формированию нравственно-экологических качеств личности школьника;

-использование различных форм внеклассной работы (кружки, утренники, беседы, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии и т.д.) создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей каждого ученика;

 - внеклассная работа полнее развивает детское творчество, изобретательность, воображение;

В результате систематически проводимой внеклассной нравственно-экологической работы у младших школьников развивается эмоциональная, интеллектуальная, действенно-практическая сферы.

Учитывая многосторонние интересы детей к природе, я направляла их. С этой целью использовались общедоступный метод изучения - наблюдение. Поэтому в организации внеклассной работы большое место отводилось методике постановки наблюдений. Дети наблюдательны и любознательны уже по своей природе. Но это совершенно не означает, что эти качества формируются у них стихийно, без направленной работы со стороны учителя. Вот почему во внеклассной работе была разработана такая же четкая методика, как и в воспитательных занятиях.

Необходимо было сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

  • Очень часто использую в своей работе загадки, затем дети выясняли, как человек использует это животное или растение, как о них заботиться.
  • художественное творчество: плакаты, рисунки, напоминающие о правилах поведения в природе; дети писали сочинения экологического содержания.
  • проводятся праздники.
  • беседы, викторины, КВНы
  • Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2--3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса),
  • Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (23.39 kB)
Автор:
воспитатель Литвинская школа- интернат
Дата публикации: 12.11.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жусупова К. В. Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/49655-analiz-osobennostej-formirovaniya-ekologicheskoj-kultury-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию