Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика

Мастер класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика».

«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом».
Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей стандартов является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле самого ученика. Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность.

Почему выбран именно деятельностный подход? Да потому что, по словам Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Что же такое деятельность? Деятельность – это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельность состоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата.

Деятельность человека имеет следующую структуру: действие – это некоторая операция, а совокупность действий (операций) и составляют деятельность.

Нашей же основной педагогической задачей является организация условий, инициирующих детское действие. А вот как учить? Необходимо обновление технологий образования. Еще Ушинский сказал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

И вот, чтобы класс сделал шаг в нужном направлении ежедневно, при подготовке каждого урока мы задаем себе одни и те же вопросы:
• Какой должна быть структура урока?
• Как его подготовить?
• Как добиться того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им все расскажет?

Этому должно способствовать инновационное обучение в школе. Инновация – это нововведение, изменение, которое вносит новые элементы в среду внедрения и вызывает обновление системы.

Таким инновационным в современных условиях является системно-деятельностный подход, предусматривающий развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Основная цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, то есть универсальным учебным действиям. Поэтому практическую часть мастер-класса я наполнила практическим содержанием .

Практическая часть.
Показ слайдов с комментариями автора. Выполнение заданий по отработке приемов.
11 слайд.
Урок с позиций деятельностного подхода подразумевает применение разнообразных приемов, позволяющих не только усваивать знания, но и овладевать компетентностями, в том числе и умением учиться.

16 слайд.
Прием «Жокей и лошадь».
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Задание для участников мастер-класса.
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний имеющих непосредственное отношение к нашей учительской работе. Предлагаю Вам собрать их воедино и представить общему вниманию.
«Вся радость творчества /– в возможности делиться».
«В любой работе /есть место творчеству». (С.Довлатов)
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А.Островский)
«Великая цель образования / – это не знания, а действия». (Г Спенсер)
17 слайд.
Прием «Инсерт».
Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.
"Инсерт" - это:
I - interactive - самоактивизирующая
N - noting
E - effective - для эффективного
R - reading - чтения
T - thinking - и размышления
Приём используется в три этапа:
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

№ v - + ?
1
2
3
4

18 слайд.
Прием «Диктант значений».
Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их.
Задание для участников мастер-класса.
Определите по значениям слова:
1. Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности...(деятельностный подход).
2. Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание... (рефлексия).
19 слайд.
Прием «Синквейн».
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Предлагаю вам синквейн по теме «Первый снег»
20 слайд.
Пример синквейна:
1.деятельностный подход
2. современный, трудоемкий
3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. изменяет мое отношение к ученикам
5. самообразование.
21 слайд.
Хотя учитель – это массовая профессия... по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками.
В.В.Давыдов.

Выбор за тобой
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй...» - шепнула Мечта.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (14.81 kB)
Автор:
КГУ" Васильковская основная школа", учитель русского языка и литературы
Дата публикации: 05.02.2015
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Тышканова . З. Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/5295-master-klass-tvorchestvo-uchitelya-kak-vazhnejshij-faktor-kachestva-znanij-uchenika (дата обращения: 19.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию