Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Педагогические потенциалы детско-юношеской спортивной школы в профилактике девиантного поведения детей и подростков

Педагогические потенциалы детско-юношеской спортивной школы в профилактике девиантного поведения детей и подростков

Полторацкий Кирилл Юрьевич

Магистр 2 курса очной формы обучения направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование направленности (профиля) Менеджмент в сфере образования

Одним из звеньев системы непрерывного образования в России являются учреждения дополнительного образования, которые реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

С принятием Закона « Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году в обиходе педагогической теории и практики вводится понятие «дополнительное образование», которое подразумевает удовлетворение образовательных потребностей детей и их родителей. Дополнительные образовательные программы и услуги ориентированы, таким образом, на компенсацию, коррекцию, расширение рамок базового компонента образования.

Современное дополнительное образование детей, как отмечает Р.В. Голованов [42], имеет отличия не только от своего «предшественника» - внешкольного воспитания, но и сущностно отличается от внешкольного учреждения открытостью социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия с социумом, семьей, общественными, конфессиональными и государственными организациями и учреждениями во имя удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей подрастающих поколений, помощи им в успешной социализации, в усвоении и обогащении жизненного опыта.

Такое образование, по мнению H.A. Соколовой, отличается рядом существенных черт:

-личностно-ориентированным подходом к ребенку; -вариативностью образования и созданием условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области;

-субъект-субъектным взаимодействием педагога и ребенка;

-многообразием видов деятельности, удовлетворяющем разные интересы, склонности и потребности ребенка;

-личностно-деятельностным характером образовательного процесса, способствующим развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

-созданием ситуации успеха для каждого ребенка; -созданием условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности [164,79].

Шаповалов В.И. [198] добавляет, что сегодня дополнительное образование позволяет решать многие проблемы социализации молодежи, делать это более эффективно, нежели в обычных условиях, оставаясь в рамках содержания общего школьного образования.

Значительные резервы, по его мнению, здесь кроются в мягкой регламентации образовательной деятельности, в возможности организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах, разнонаправленности образовательных программ, что позволяет решать проблему формирования социально-ориентированных знаний, способностей и качеств личности, приближения образования к совершенным требованиям новой среды.

Следовательно, в дополнительном образовании создаются все необходимые условия для освоения учебно-познавательного, имитационно-моделирующего, практико-технологического аспекта деятельности и реализации образовательной, воспитательной, социально- психологической, проектировочной, профориентационной, компенсационной, интеграционной и инновационной функций.

В исследованиях В.П. Голованова, A.B. Золотаревой, Е.Б. Евладовой, H.A. Нефедовой, А.Б. Фоминой и других подчеркивается так же, что система дополнительного образования не только предоставляет детям возможности для самореализации в различных видах практической деятельности, освоения ребенком системы социальных ролей, формированию социальной грамотности, способствует объективной оценке личностью своих интересов, способностей построения своей индивидуальной траектории развития.

Характеризуя дополнительное образование спортивной направленности, А.Т. Паршиков подчеркивает, что оно призвано способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, личностному и профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям [125].

Учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности - созданная обществом социально-педагогическая система, которая функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей. Она обеспечивает учащимся свободу выбора видов и форм деятельности, освоение новых социальных ролей, норм поведения, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а так же создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптации к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям.

Учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности - это открытая социально-педагогическая система, которая:

  • как и другие социальные организации, создается обществом и функционирует на основе социального заказа государства, общества, социума, семьи с учетом интересов и потребностей личности;
  • не может абстрагироваться от социальной ситуации, выполняет заданную социальную роль на основе определенных целей, задач и функций и со своей стороны влияет как на окружение, так и на общество в целом;
  • не может существовать без детей, родителей, педагогов- тренеров и работать без выделяемых обществом ресурсов (финансовых, материальных, технологических, информационных, кадровых и т.д.);
  • зависит от успешности или неуспешности действий других образовательно-воспитательных институтов, учитывает уровень и спектр оказываемых услуг другими образовательными учреждениями социума;
  • имеет обширный диапазон направлений социально- педагогической и образовательной деятельности, влияющих на окружение, на общество в целом [125, 36-37].

Г.П. Бобылев [22] в своем исследовании детско-юношескую спортивную школу рассматривает через призму вторичного коллектива, состоящего из сетки первичных коллективов. В результате ДЮСШ как вторичный коллектив, во-первых, представляется как особая организация, характеризующаяся несколькими видами деловых отношений: вертикальных и горизонтальных.

Первый тип вертикальных отношений «директор (администрация школы) — тренеры» базируется на спортивных достижениях. Второй тип вертикальных отношений в ДЮСШ - «тренер - воспитанники». В этом случае тренер вносит содержание жизнедеятельности в детское сообщество в соответствии с профилем спортивной школы. Он же выступает в качестве формального лидера, руководит подготовкой команды, ее игрой на соревнованиях, несет ответственность за здоровье и жизнь воспитанников.

Отношения в ДЮСШ, которые строятся по горизонтали, - это отношения между спортивными группами разных возрастов, девочками и мальчиками, командами разного уровня спортивного мастерства, осваивающими альтернативные образовательные программы, родителями, тренерами, выпускниками. Благодаря этому здесь интенсивно протекают процессы общения и взаимодействия, как между малыми группами, так и внутри них, складывается феномен противопоставления «мы» к «они».

Автор отмечает также, что родители по-своему влияют на процессы в ДЮСШ. Они являются нередко самыми активными болельщиками на спортивных выступлениях, стремятся поддержать своего ребенка в сложных ситуациях, участвуют в организации жизнедеятельности своих детей.

Следует согласиться с его точкой зрения о том, что изучение спортивной школы как коллектива позволяет говорить о воспитательном влиянии спортивной школы на юного спортсмена и рассматривать ее как воспитательную отрганизацию.

Следовательно, спортивную школу можно охарактеризовать не только как учреждение дополнительного образования, но и как воспитательную организацию, основной задачей которой является социальное и коррекционное воспитание детей определенного возраста, так как в контексте концепции социализации A.B. Мудрика ее признаками являются: сложившийся быт в такой организации, уклад жизни, режим, самообслуживание, традиции, этикет, жизнедеятельность и общение, и тем саамы, как обосновывает Б.В. Куприянов[86], подготавливает подрастающее поколение к реализации определенных социальных функций в рамках определенного образа жизни. «Ребенок, включаясь в жизнь воспитательной организации, рассматривает ее как вариант собственных занятий и двигаясь от варианта к варианту находит индивидуально приемлемый для него и заключает, таким образом, конвенцию, идентифицируя себя с определенным сообществом» [111,13].

Таким образом, в случае с детско-юношеской спортивной школой мы имеем сочетание признаков, присущих как учреждениям дополнительного образования, так и школы.

Действительно, анализ нормативно-правовых документов и опыта функционирования детско-юношеских спортивных школ позволяет констатировать, что их деятельность предполагает: а) обучение; б) предметно-практические действия и в) развитие (открытие собственного «Я»)[43, 27].

Система подготовки детей в таких учреждениях подразделяется на три этапа: предварительную общую подготовку (5-10 лет); начальную общую подготовку (11-13 лет); углубленную тренировку (13-19 лет). Это деление условно, так как названные границы могут сдвигаться в зависимости от рекомендуемого возраста начала занятий в связи со спецификой вида спорта.

Спортивная подготовка в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности включает физический, технический и тактический аспекты.

Первый предусматривает формирование гармонического телосложения, развитие двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, координация и др.)

Психологический аспект нацелен на формирование нравственных и волевых качеств личности, позволяющих достигать высоких результатов (целеустремленность, упорство, инициатива, решительность, смелость, самообладание, эмоциональная устойчивость в экстремальных ситуациях спортивных состязаний), воспитание в духе товарищества, честной спортивной борьбы, взаимопонимания, взаимопомощи.

Технический аспект состоит из общей (расширение двигательного опыта ребенка) и специальной (обучение рациональным способам выполнения упражнений, совершенствование спортивного мастерства) частей.

Тактическая составляющая реализуется через включение детей и подростков в систему разнообразных учебных соревнований, в которых ими приобретается опыт достижения и сохранения спортивной формы [126].

Все это свидетельствует о значительных возможностях спорта и спортивных учреждений в социализации воспитанников.

В частности, А.Т. Паршиков [125] убедительно показывает, что такими возможностями являются:

  • содействие социализации детей и подростков в рыночной среде через формирование такой ценности, как обеспечение ответственности за собственное физическое здоровье и состояние общества через освоение основных навыков, практических умений в области социальных отношений;
  • противодействие средствами физической культуры и спорта негативным социальным процессам (распространение наркотиков, рост криминогенности в молодежной среде, алкоголизм и др.);
  • обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых моторно одаренных детей, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных ролей;

-поддержка восхождения подрастающего поколения в глобализированный мир, в открытое информационное общество;

  • создание условий для реализации ресурса свободы, поля выбора для каждого ребенка, получающего услуги физической культуры и спорта, инвестирующего в себя;
  • воспроизводство здорового населения;
  • подготовка к производственной деятельности и воинской службе;
  • формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам.

Следовательно, несомненен социальный и педагогический потенциал спорта и функционирующих в этой сфере учреждений.

Данный вывод подтверждает в своей диссертации A.B. Никулин [119]. Он отмечает, что клубная спортивная деятельность обладает потенциальными возможностями по реализации студентами своих познавательных интересов в области сохранения и укрепления здоровья, способствует становлению устойчивой мотивации к формированию здорового образа жизни, так как в ней интегрируется обучение и воспитание, осуществляется социализация и саморазвитие, формируется активная жизненная позиция личности [4,9].

На это же обстоятельство обращает внимание и Д.В. Майстров [95], который доказывает позитивное влияние занятиями в борцовском клубе «Майкдис» на воспитание подавляющего большинства детей, их социальное развитие. Это выражается в знании ими и выполнении общечеловеческих морально-этических норм, отсутствии алкогольной и никотиновой зависимости, неиспользовании во вред людям боевых навыков, психологической устойчивости к стрессовым состояниям, крепком здоровье, во владении организаторскими и коммуникативными умениями, навыками самоконтроля.

Следовательно, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), которые готовят спортсменов, специализированные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), где воспитывают спортсменов высших разрядов для спортивных обществ, сборных команд страны, тренируют будущих мастеров спорта Российской Федерации и международного класса, спортивные лицеи, центры спортивного образования, добровольные объединения по отдельным видам спорта, как свидетельствуют анализ литературы, обладают общими потенциалами и специфическими возможностями для их реализации.

Проблема потенциалов различных явлений, процессов, систем в педагогических исследованиях освещена достаточно многосторонне. Например, разные авторы раскрывают такие потенциалы, присущие любому учреждению дополнительного образования детей: образовательный, воспитательный, профориентационный, рекреативно-оздоровительный, социокультурный, социализирующий [42;43;60;72; и др.].

Образовательный потенциал, по их мнению, направлен на включение ребенка в деятельность и особенно эффективно реализуется в образовательном процессе, когда при обучении используется многообразие форм организации познавательной деятельности, что и порождает условия для игровой, умственной, трудовой деятельности и позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов человека.

В дополнительном образовании он заключается в том, что не связан с определенным регламентом, а основан на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся; обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов, запросов и предпочтений учащихся; опирается на более широкий ( чем в других учебных заведениях) арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений; продолжает, дополняет и углубляет информацию и знания, полученные в других учебных заведениях.

Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структурных подразделений учреждения, содержания образования и организации жизнедеятельности на поведение и деятельность обучающихся, культивирование у них самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, конкурентоспособности, целеустремленности, выносливости, формирование навыков работы в команде.

Социокультурный потенциал отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы их реализации в конкретном учреждении, тесно взаимодействует с другими функциями, решает ряд социальных вопросов обучающихся в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать новыми знаниями и познавать жизнь.

Социализирующий потенциал состоит в том, что обучающийся приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

Профориетагщонный потенциал характеризуется тем, что в ходе занятий у обучающихся формируется устойчивый интерес к социально значимым видам деятельности, который закрепляется выработкой умений и навыков операциональных действий в сфере определенных профессий.

Рекреативно-оздоровительный потенциал учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности реализуется обычно в каникулярный период при организации их выезда в другие регионы, в профильные и учебно-тренировочные лагеря, использования отдыха в интересах развития личности каждого ребенка [49,11-13].

Характеризуя воспитательный потенциал детского оздоровительного центра, Г.В. Заярская [48] видит его в следующем: возможность расширения социокультурного опыта ребенка; организация совместного моделирования воспитательного процесса; высокая динамика и интенсивность общения; открытость среде проживания; творческий характер деятельности и вариативность ее форм, основанная на сотрудничестве старших и младших; совпадение среды жизнедеятельности детей с организованной воспитательной деятельностью [48,17].

Д.А. Обухов [120] выделяет еще один потенциал учреждения дополнительного образования - социально-педагогической адаптации, который, по его мнению, заключается в возможности свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям, в культивировании всевозможных форм творческой активности, в обучении подростков механизмам самовоспитания, самоорганизации и самоконтроля.

Итак, даже столь незначительный обзор работ по дополнительному образованию убеждает нас в наличии в этой педагогической системе определенной совокупности возможностей.

В исследованиях других авторов представлена иная трактовка педагогического потенциала, который раскрывается как возможность используемой совокупности методов и средств успешно реализовывать образовательные, воспитательные, социализирующие и иные конкретные педагогические цели при определенных условиях (Ю.В Мамченко, Г.Н. Манасова, О.В. Попова и другие).

В этом контексте О.А.Милыптейн и А.Т.Прашиков потенциалы первичной физкультурно-спортивной профилактической деятельности должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:

-формирование личностных ресурсов, обеспечивающих у детей, подростков и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;

-формирование личной позиции и активности в достижении спортивных результатов, успешного и ответственного поведения в борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные;

-внедрение в спортивно-педагогической среде инновационных спортивных технологий, обеспечивающих освоение ценностей физической культуры и спортивного стиля жизни;

-развитие эффективных форм и способов организации и проведения позитивного ориентированной физкультурно-спортивной деятельности.

Опираясь на высказанные положения о сущности и возможностях учреждений дополнительного образования, в том числе и спортивной направленности, понимание педагогического потенциала и специфику профилактической работы в детско-юношеской спортивной школе, мы рассматриваем следующие потенциалы: развивающий, социализирующий, восстанавливающий, корригирующий.

Развивающий потенциал заключается в содержании реализуемых в спортивной школе программ, если, во-первых, развитие понимать как процесс закономерного изменения, перехода от одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [137,237]. Развитие, таким образом, отражает процесс движения, изменения целостных систем во времени [160,315]; во-вторых, развитие можно рассматривать как совокупность таких элементов: физическое (формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование гармонического телосложения, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, повышение устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличение работоспособности ребенка, улучшение психофизических показателей: быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости и двигательных способностей: равновесия, координации движений и т.п.); психическое (усложнение форм поведения — форм двигательной активности; совершенствование способности к индивидуальному научению; усложнение форм психического отражения); социальные (становление типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности).

Развивающий потенциал занятий в ДЮСШ находит свое выражение в формировании у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, в накоплении, обогащении его двигательного опыта, в совершенствовании защитных функций организма, гармонизации отношений воспитанников с самим собой, окружающей природной и социальной средой, в приобретении определенной системы знаний и развитии телесной рефлексии, в наращивании положительных черт характера (организованности, самостоятельности, ответственности, отзывчивости), в психофизической готовности к преодалению трудностей, в нравственных основах личности (чувстве собственного достоинства, справедливости, товариществе, умениях работать в коллективе, во взаимопомощи и т.п.).

Таким образом, приобретая новые знания, умения, навыки, уверенность в своих силах, готовность принимать решения и нести за них ответственность, выстраивать взаимоотношения с разными людьми в различных ситуациях, воспитанник спортивной школы в минимальной степени в своем поведении зависит от негативных внешних воздействий, в меньшей мере склонен к аддиктивному и насильственному поведению, к демонстративности в своих поступках.

Рассматривая социализирующий потенциал учреждений дополнительного образования спортивной направленности, мы опирались на тот установленный факт, что социализация - это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство молодым человеком социальных связей и соцального опыта [160,274]

В данном случае речь идет, в первую очередь, об относительно контролируемой социализации и самоизменений своих внешности и физических качеств, личностных свойств, интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер, отношения к себе, отношений с собой, отношения к миру, отношений с миром [112,48], благодаря чему ребенок приобретает способность нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен подает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой он оказывается. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности.

В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны, - ровесники, а с другой, - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей и регулирует сиюминутный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, семье, в других жизненных ситуациях.

Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спорившую деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять за основу этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации:

  1. Включение субъекта в спортивную деятельность.
  2. Углубленное занятие детско-юношеским спортом.
  3. Переход из любительского в профессиональный спорт.
  4. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере [94].

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности, когда формируется интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена, так как связан с новым кругом общения, первыми пробами сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте воспитанники, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, первые спортивные победы позволяют им активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры, когда спортсмен подчиняет свой образ жизни интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры, члены сборных команд.

Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и перехода к другой профессиональной деятельности.

Следовательно, социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее в детско- юношеской спортивной школе ребенок усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах деятельности, который позволяет ему в настоящем и будущем исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. При этом социальная роль усваивается им на уровне знакомства (знает суть деятельности), основ (умеет выполнять), совершенства (владеет умением на уровне опытного человека). К основным видам социализации детей в ДЮСШ относят: полоролевую, субкультурно-групповую, профессиональную.

Полоролевая социализация представляет собой освоение ребенком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе.

Субкультурно-групповая роль предусматривает усвоение своеобразное проявление образцов социального поведения с учетом культуры среды, где он учиться, общается, трудится. В связи с тем, что в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности своевременно решаются возрастные задачи, наряду со школой, семьей, появляется реальная возможность предупредительной минимизации влияния тех факторов, которые порождают отклоняющееся поведение из-за неудовлетворения естественных потребностей ребенка в общении, признании, развитии, защите.

Восстановительный потенциал содержания жизнедеятельности ДЮСШ, на наш взгляд состоит в том, что включение ребенка в занятие гимнастикой позволяют заполнить его досуг иными делами, снизить негативное влияние семейного неблагополучия, ближайшего окружения, сменить стереотипы поведения, создать обстановку, позволяющую ребенку выражать себя в социально одобряемой форме, чувствовать комфортно в процессе общения со сверстниками, младшими, старшими членами спортивного сообщества, руководствуясь определенными правилами общежития, нормами ценностями, базирующимися на ценностях спорта. В результате чего происходит возврат на новой основе к позитивной модели социального поведения, восполнение несформированного или недостаточно выраженного в жизненном опыте ребенка из-за его конфликта с социальным окружением.

Коррекционный потенциал (от лат. Correction — исправление, поправка, частичное изменение) находит свое отражение в использовании комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению, устранению, исправлению или преодолению недостатков в развитии, поведении, отношениях, которые мешают ребенку успешно реализовывать свои способности, удовлетворять потребности, полноценно интегрироваться в состав спортивной группы, спортивного сообщества.

Этот потенциал ориентирован на снижение «комплекса неуспешности» юных спортсменов, учат определенному поведению в ситуации неудачи. Этому позволяет работа с малыми группами воспитанников ДЮСШ имеющими схожие проблемы; связанные с обучением, усвоением образовательной программы, выполнением отдельных элементов; работа в составе тренинговых групп для формирования отношения к неудаче как стимулу для выполнения дополнительной программы; работа в проектных группах для овладения навыками взаимодействия со сверстниками, с родителями, с тренерами; посещение групповых и индивидуальных консультаций, помогающих вселить уверенность в собственных силах, в рациональном использовании своих ресурсов, способов преодоления трудностей.

Таким образом, детско-юношеские спортивные школы несомненно располагают совокупностью возможностей, которые укрепляют силы ребенка, обобщают его социальный опыт, позволяют ему определиться с жизненными ценнсотями.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (30.34 kB)
Автор:
Дата публикации: 19.06.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Полторацкий К. Ю. Педагогические потенциалы детско-юношеской спортивной школы в профилактике девиантного поведения детей и подростков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/59819-pedagogicheskie-potentsialy-detsko-yunosheskoj-sportivnoj-shkoly-v-profilaktike-deviantnogo-povedeniya-detej-i-podrostkov (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию