статья Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

В настоящее время развитие исследовательских умений у младших школьников является довольно актуальной темой. Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; формирование исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать ещё в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребёнка младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для её реализации.

В младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечёт за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Давнo выясненo, чтo каждый ребёнoк oт природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребёнком представления об окружающем мире. Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало. Необходимо применять к обучающимся исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего школьника. Учитель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат, на те умения которые прописаны в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования.

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные методы в совокупности.

Актуальность развития исследовательских умений младших школьников связана с тем, что современное общество требует людей способных саморазвитию и самосовершенствованию, а чтобы получить такое поколение лучше всего закладывать интерес к изучению в раннем сознательном возрасте. Именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка.

Исследовательские умения - сознательное владение совокупностью операций, являющихся способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретённых умений.

Учебно-исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования.

Исследовательскую деятельность можно использовать на абсолютно разных учебных предметах. Конечно, урок окружающего мира предоставляет обучающимся гораздо больше выбора и интереса, нежели любая другая дисциплина.

Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе и позволяет обучающимся развить не только свои исследовательские умения, но также попробовать себя в разных видах творческой деятельности.

Но даже, не смотря на то, какой познавательный предмет и как много возможностей он даёт, мотивация и интерес ребёнка к изучению создаёт педагог. По-скольку именно учитель в начальной школе является авторитетом для своих обучающихся, то именно с него они будут брать пример и считать, что он во всем прав. Поэтому необходимо создавать педагогические условия в классе.

Педагогические условия являются важной частью всего процесса обучения. Именно с помощью них чаще всего происходит мотивация обучающихся получать новые знания и саморазвиваться.

Библиографический список.

Агафонова Г. Н., Малюкина В. В., Базарова Л. П., Погребная О. В. Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 169-171.

Вострецова В.П. Развитие исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс] - URL:https://interactive-plus.ru/e-articles/193/Action193-15278.pdf (дата обращения: 13.04.2017)

Исследовательские умения в развитий младших школьников [Электронный ресурс] - URL:http://studopedia.su/20_47895_issledovatelskie-umeniya-v-razvitii-lichnosti-mladshih-shkolnikov.html

Килина И.В. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] - URL:http://www.scienceforum.ru/2013/171/5628

Котова С.В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира в развивающей системе обучения В.Занкова [Электронный ресурс] - URL:http://lib.convdocs.org/docs/index-60182.html

Мизерива О.А. Развитие творческого потенциала на уроках окружающего мира[Электронный ресурс] - URL:https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-mladshih-shkolnikov-na-urokah-literaturnogo-chteniya-i-okruzhayuschego-mira-1532338.html

Национальная Педагогическая Энциклопедия [Электронный ресурс] - URL:http://didacts.ru/termin/issledovatelskie-umenija.html

Острикова Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 358-361.

Педагогические условия[Электронный ресурс] - URL:http://opredelim.com/

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.88 kB)
Студентка Нижнетагильского Педагогического колледжа
Дата публикации: 19.12.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!

Прийма А. А. Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/65293-razvitie-issledovatelskikh-umenij-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-okruzhayushchego-mira (дата обращения: 28.04.2024)