Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Роль семьи в формировании личности

Включает методическую разработку

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).

Задачи:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
  2. разработка основных правил семейного воспитания;
  3. познакомить родителей с результатами проводимых диагностик в классе в сравнении с прошлым годом.

Ход собрания

I. Информационная часть

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ва­ших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую лич­ность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих та­лантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитатель­ные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в фор­мировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хва­лить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой Уродливой любви, главные из них:

  • любовь умиления;
  • любовь деспотическая;
  • любовь откупа.

Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каж­дого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини - анкету, предложенную на доске. За время собрания Дайте ответы на вопросы, и если где-то столкнется с несо­ответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.

Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в вос­питании.

Любовь умиления— самое печальное, что можно пред­ставить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинк­тивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере уми­ления, не знает, что в человеческом общежитии есть поня­тия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не уме­ет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него скла­дывается твердое убеждение в том, что он приносит счас­тье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, ме­лочных придирок, постоянных упреков человек ожесточа­ется. Все это происходит из-за неумения родителей пользо­ваться своей властью. Родительская власть должна не подав­лять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви — любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совер­шенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает ат­мосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнако­мы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строит­ся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он — баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой, читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге по­лучаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши по­стоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, про­валы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся  жить у жизни. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребе­нок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Ро­дителям предлагается закончить предложения:    Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится ..(ненавидеть);
  2. ребенок живет во вражде, он учится ... (быть агрессивным);

З) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

  1. ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);
  2. ребенка хвалят, он учится . . (быть благородным);
  3. ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым);
  4. ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);
  5. ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);
  6. ребенка высмеивают ,он учится ... (быть замкнутым);
  7. ребенок живет в понимании и дружелюбии,он учится ... (находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуж­дение вариантов ответов. Родители пытаются отстоять свою точку зрения.

III. Заключительная часть.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое вли­яние на формирование личности ребенка оказывают реаль­ные поступки и поведение родителей, а не их слова и нра­воучения.

Собрание хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
 И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же — никогда.
Тот лучший проповедник —
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии —
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (31.06 kB)
Автор:
учитель биологии КГУ "СОШ № 30"
Дата публикации: 10.10.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Журсумбаев Е. К. Роль семьи в формировании личности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/671-roditelskoe-sobranie-rol-semi-v-formirovanii-lichnosti-v-obuchenii-i-vospitanii-detej (дата обращения: 16.04.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию