Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

И.С. Голубь,

«ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Современная ситуация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм проявления девиантного поведения несовершеннолетних, таких как воровство, суицид, курение, наркомания, сквернословие и др. В сознании многих подростков нет грани между нормой и отклонением, поэтому усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности. Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) Т.е. такой тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными формами проявления девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: агрессия, отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; попытки суицида и т.д [http://www.webpsyholog.ru].

Основной причиной девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т.е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем. На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают:

- недостаток внимания, контроля со стороны родителей;

- негативный пример, который дают родители детям;

- низкий уровень жизни, нищета в семьях;

- безработица и пьянство родителей;

-снижение интеллектуального уровня родителей [http://zvon-kutschool.ucoz.ru].

В настоящее время сквернословие стало одной из важнейших проблем современности наряду с алкоголизмом, курением, наркоманией и т.д. Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью [http://psy.1september.ru].

У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу.

Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношениях с другими. Привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека [http://www.skvernoslovie.narod.ru].

Ставший обыденным и вроде бы безобидный, получивший широкое распространение, мат – только один из эпизодов той невидимой, но жестокой духовной битвы, которая идёт в наше время. Его можно сравнить с механизмом самоуничтожения нации.

Есть один ценный дар Божий, без которого человек будет просто животным – это Слово. Вряд ли в нашей истории творилось такое, как в последние годы – матерятся все: дети и взрослые, мальчики и девочки, артисты и писатели, политики и учёные, военные и журналисты, рабочие и крестьяне, мужчины и женщины. Настоящая эпидемия поразила наш народ. На книжных прилавках горы книг и словарей, пропагандирующих и серьёзным научным языком объясняющих смысл матерных выражений. Это сколько же надо труда, бумаги и финансов, чтобы выпустить это безобразие!

Понятно, что при таком массированном информационном давлении практически стёрты грани между «можно» и «нельзя», материться становится признаком хорошего тона [http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/mat_ubiytca.html].

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия – человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже – он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова [http://festival.1september.ru].

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребенок слышит речь, состоящую из двух-трех десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.

Зачастую, причина детского мата – равнодушие родителей. Если они заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать или даже наказывать ребенка. Цель достигнута – внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, ситуация будет повторяться снова и снова. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного, но здесь важна реакция.

Как известно, брань может быть аффективная (неожиданная реакция) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова - паразиты ("короче", "ну" и т.д.) – это попытка восполнить бедность словарного запаса. Люди так привыкают к словам-паразитам, что избавиться от них оказывается очень и очень непросто. А те, кто думает, что это легко – пусть попробуют хотя бы пару дней не употреблять эти словечки. К тому же если убрать из употребления матерные слова, сразу становится явным лексическая и культурная бедность. Если человек не может не употреблять мат, значит он либо психологически незрелый, либо искусно встроил мат в свою языковую систему. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.

Иногда родители не замечают, как у них вырываются бранные словечки, а потом удивляются, откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, прежде чем в очередной раз необдуманно что-то сказать при ребенке. Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности или в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений. Так, дети 2-5 лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. В возрасте 5-7 лет основной движущей силой является бунт против того "как надо". При этом мат дети употребляют осознанно, прекрасно понимая, что этого делать нельзя. В период с 8 до 12 лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых, чувствуя себя увереннее и думая, что так можно заставить себя уважать и бояться. К 12-14 годам подростки, как правило, употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Но к этому возрасту мат уже перестает удовлетворять культурные потребности ребенка [http://www.times-ch.ru].

Сквернословие стало распространенным и будничным: одних оно коробит, другие считают его нормальным, большинство людей просто привыкли.

Как в делах, так и в словах мы проявляем себя по-разному. У одних подростков сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще и «чисто женского») разговора считают словцо, с помощью которого подчеркивают доверительный и раскованный характер беседы. Третьи относятся к брани брезгливо – выругаться для них немыслимо. Однако и те, и другие, и третьи единодушно не одобряют молодежное сквернословие.

«Роль» нецензурных слов в современном языке требует пояснений. По одной из версий (которая вполне согласуется с идеями Фрейда), ругательство выступает средством разрядки эмоционального напряжения. Для многих подростков окружающий мир не очень уютен и населяющие его люди не очень дружелюбны. Силясь защититься от угрожающего несовершенства мира и возможной агрессии со стороны ближних, человек отвечает встречной агрессией. Это позволяет почувствовать себя не жертвой, а активно обороняющейся стороной, и сама способность дать отпор приносит утешение.

По мере взросления проблема бранных слов становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат – лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. 

Немаловажно и то, что сквернословие стало общепринятым молодежным правилом, и отказаться от него во многих случаях означает противопоставить себя тому кругу, к которому хотелось бы или приходится принадлежать. Иной подросток начинает материться в кругу товарищей, дабы просто не оказаться белой вороной, не прослыть «ботаником» и маменькиным сынком. И с возрастом эта проблема лишь усугубляется – круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами. 

Решение проблемы сложное и требует множества шагов в разных направлениях. Пока сохраняется вредная иллюзия, будто мата избегают лишь очкарики и «ботаники», а сильные, серьезные люди не должны стесняться «называть вещи своими именами», - до той поры мы будем без стеснения крепко выражаться. А вот когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, сквернословие постепенно вернется туда, откуда пришло, - в лексикон маргиналов. Тем более, что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно выразить в деликатной форме. Сквернословия не будет в обществе тогда, когда каждому будет стыдно матерится, равно, как и грамотность наступает тогда, когда стыдно быть неграмотным

[http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/psihologicheskiy_aspect.html].

Таким образом, сквернословие является распространенной формой проявления девиантного поведения несовершеннолетних и вызывается множеством причин. К её решению необходимо привлекать не только специалистов, социальных педагогов и психологов, но и всё общество.

Список использованных источников:
          1. WebPsyholog. Веб-гид по психологии -  http://www.webpsyholog.ru

2. Родительское собрание по теме:  «Девиантное поведение детей»-     http://zvon-kutschool.ucoz.ru

3. Вирус сквернословия. Классный час для старшеклассников- http://psy.1september.ru/view_article.php

4. Сквернословие - http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/lekcia.html

5. Мат-убийца - http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/mat_ubiytca.html

          6. Занятие "Наше условие – долой сквернословие"-http://festival.1september.ru

7. Психология перемен - http://www.times-ch.ru/liter/articles/child/pochemu-deti-rugautsa-matom).

8.Сквернословие. Психологический аспект -  http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/psihologicheskiy_aspect.html

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (54.50 kB)
Автор:
Учитель начальных классов МОУ СОШ № 105
Дата публикации: 23.11.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Голубь И. С. ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/77288-prichiny-skvernosloviya-nesovershennoletnikh (дата обращения: 28.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию