Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Реализация ФГОС на уроках иностранного языка в основной школе

Включает методическую разработку

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, разработанный на основе  ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. ФГОС представляет собой принципиально новый документ, разработанный на основе  ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций.        Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, как способность личности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам, которые предстоит реализовать в рамках урочной и внеурочной деятельности. Становится понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Владение иностранным языком стало ключевой компетентностью современного человека. От того, как он умеет общаться, выражать свое мнение, зависит, насколько человек успешен. Поэтому современная школа должна формировать такие ценные умения, как коммуникация, толерантность, взаимодействие с другими людьми.С переходом на ФГОС, зная их особенности и требования, мы должны использовать новые образовательные технологии, новые подходы к организации обучения, создавать открытую, дружелюбную информационно-образовательную среду. Первое, над чем приходится работать, это понимание, что такое современный урок и какова в нем роль учителя. В современных условиях образовательный процесс- это совместная деятельность, где роль учителя кардинально изменилась. Мы стали тренерами, тьюторами, методистами, организаторами деятельности учащихся по поиску и обработке информации; по обобщению способов действия; по постановке учебной задачи, развивая различные УУД.        Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит  в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета  нет.  В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках французского языка  идет формирование всех  видов универсальных учебных действий.        На этапе формулирования темы и целей урока у обучающихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию мы практикуем  введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют  границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формулируют цель урока.         При составлении сценарного плана урока  главной целью  ставится не успеть выполнить все, что запланировано, а организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т.д. Задания  формулируются следующим образом: вместо традиционных спишите, сравните, выпишите и выполните,  предлагается  обучающимся проанализировать, доказать и объяснить, выразить символом,  продолжить, обобщить и сделать вывод,  исследовать, оценить, изменить, придумать и т.д.       На этапе планирования  учителя и обучающиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке. Так же рекомендуется использовать развивающие языковые игры.При планировании практической деятельности учащихся на уроке учитывается дифференциация обучающихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираются такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить детей учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.     При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Личностными результатами обучающихся 5 класса, которые сформируются при изучении иностранного языка, будут следующие: мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира. Для того,  чтобы ребенок достиг личностных результатов, нам предстоит  выбирать и подбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Среди метапредметных результатов при изучении иностранного языка в 5 классе можно выделить следующие: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Учащиеся научатся планировать свое речевое и неречевое поведение: взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию). Предметные  результаты следующие: научиться кратко высказываться о фактах, событиях, используя такие типы речи, как описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения; научиться выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту. Высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план, вопросы. Обучающиеся пятого класса научатся понимать основное содержание кратких аутентичных текстов, выделять нужную информацию. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Кроме того, требования нового образовательного стандарта предполагают обязательный анализ урока. В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции. Безусловно, учителю необходимо знать и применять на практике не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к уроку, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.
Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы·? создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; ·? активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий особенно близки и интересны следующие: 1. Информационно-коммуникационная технология обучения2.Технология проблемного обучения3. Метод проектов4. Игровая технология5.Здоровьесберегающая технология1. Информационно-коммуникационная технология обучения На современном этапе преподавания иностранного языка в связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии. Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.Преимущества использования ИКТ·? индивидуализация обучения;·? интенсификация самостоятельной работы учащихся;·? рост объема выполненных на уроке заданий;·? возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;·? повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя;·? интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным; ·? помогает учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера; ·? применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика·? для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.·? освоение учащимися современных информационных технологий;2.Технология проблемного обучения Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:·? Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.·? Должны быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.·? Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.·? Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного Достоинства проблемного обучения: ·? Высокая самостоятельность учащихся;·? Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;·? Развитие мыслительных способностей учащихся.Проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся. Следующие умения традиционно относят к творческим:·? вести дискуссию;·? слушать и слышать собеседника;·? отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;·? находить компромисс с собеседником;·? лаконично излагать свою мысль;·? находить не одно, а много вариантов решения проблемы.Проблемное обучение на уроках иностранного  языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.3. Метод проектов Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей:дети  повышают свой уровень культуры;устанавливаются межпредметные связи;растет самооценка личности школьников;учащиеся учатся самостоятельно добывать знания;получают опыт владения современными компьютерными технологиями;учатся слушать французскую  речь и понимать друг друга при защите проектов;расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования;работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичными текстами, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.Вот несколько примеров творческих проектов для учащихся 5 класса:1.ЗнакомствоЗаполнение анкеты2.ЖивотныеОформление плаката3.Режим дняСоставление расписания4.ХоббиИнтервью5.СемьяСемейное древо6.ПрофессииПлакат на тему «Профессии»7.Покупки4. Игровая технологияОбучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например: 1. Отгадывание кроссворда. 2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике. Учащиеся средних классов школы очень любят составлять кроссворды по изученной лексике разных тем. Эти кроссворды помогают организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении французскому  языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме. 3. «Нарисуй картинку и составь ее описание». 4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение». 5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей» 6. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».5. Здоровьесберегающие технологииПрименение здоровьесберегающих технологий является актуальным, необходимым условием современного преподавания в школе. Аспекты здоровьесберегающих технологий: гигиенические условия, мотивация, разнообразие, чередование видов деятельности, психологический климат. Приемы с использованием здоровьесберегающих технологий: физминутки ,подвижные игры, игры-соревнования. Снижение внимания детей на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Такое поведение служит сигналом, что учащиеся утомлены. Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2–5 мин.) в виде физических упражнений. На уроках проводятся физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса. Дети знают много рифмовок на французском языке, любят играть в разные подвижные игры.Я считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования ИКТ можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения французскому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.    Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.Список использованной литературыАсмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения), — М.: Просвещение, 2010 Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет. 2000 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования– М.: Издательский центр «Академия», 2001.Полат Е.С. Разноуровневое обучение. М.: Иностранные языки в школе, 2001, № 1.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (30.16 kB)
Автор:
МБОУ "СОШ №77" г. Кемерово
Соавтор:
Дата публикации: 25.12.2019
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Волошина Н. А. Реализация ФГОС на уроках иностранного языка в основной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/79229-realizatsiya-fgos-na-urokakh-inostrannogo-yazyka-v-osnovnoj-shkole (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию