Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Создание условий для учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе довузовского профессионального образования

В сегодняшней жизни  необходим  работник нового типа.  Довузовское профессиональное образование должно помочь каждому выпускнику стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. В компетентностной парадигме образование ставит своей целью овладение набором компетенций, необходимых для успешной адаптации в постоянно меняющемся современном обществе.

Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача образования. Воспитание  социально и профессионально активной личности требует от педагогов применения совершенно новых методов, приемов и форм работы.

В настоящее время многие педагоги переходят на использование личностно – ориентированных технологий, т. к. они создают условия для позитивного развития способностей обучающегося, повышают воспитательный потенциал урока, служат условием для развития личностных качеств. Подлинным образованием становится лишь то, что приобретается в процессе разнообразной познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности обучающихся. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Это не что иное, как личностные результаты обучения,  которые прописаны в стандартах нового поколения.

Я – преподаватель математики и каждый раз, составляя план очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

  1. как достичь целей урока;
  2. какой учебный материал отобрать, чтобы он был  интересен  студентам;
  3. какие методы и средства обучения выбрать;
  4. как организовать собственную деятельность и деятельность студента;
  5. как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Я излагаю свое видение этой проблемы: необходимо развивать личность обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность на уроках математики.

Задачи:

  • Развить исследовательские навыки обучающихся.
  • Научить применять исследовательские навыки в проектной деятельности.
  • Привлечь обучающихся  к самостоятельной  проектно-исследовательской деятельности
  • Способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся. Формировать целостную картину мира, соответствующую современному уровню научного знания.

Основной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Китайская мудрость гласит: “Расскажи  – и я забуду, покажи – и  я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Все это можно реализовать в процессе  проектно-исследовательской деятельности. Именно проектная деятельность создает все условия для достижения цели современного образования, а именно предметных и личностных результатов обучения.

Проектно-исследовательская деятельность  способна обеспечить формирование и развитие таких качеств  личности обучающегося, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способность и готовность к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания. Центральной фигурой в процессе данной деятельности  является личность обучающегося, которая имеет возможности взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, разносторонне и свободно творчески развиваться, овладевать необходимыми компетенциями.

Проектно-исследовательская деятельность научит обучающегося добывать необходимые знания, самостоятельно  использовать их по назначению. Эта черта личности  поможет молодому человеку стать компетентным во всех отношениях, а значит легко  самореализоваться.

Проектно-исследовательская деятельность более полно соответствует современным педагогическим принципам:

  • системный подход к планированию и изучению материала;
  • включение в систему уроков всех звеньев познавательного процесса;
  • раннее предъявление требований к конечному результату обучения;
  • предоставление обучающемуся возможности работать в индивидуальном темпе;
  • увеличение доли самостоятельной работы по добыванию и осмыслению учебной информации на разных этапах урока;
  • использование индивидуальной, парной и групповой работы.

В современном обществе приходится работать с большим объемом информации, использовать информационные технологии, быть способным к самообразованию. На сегодня моя главная задача – не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать»,  а организовать  совместный поиск решения возникшей перед учащимися задачи. Поэтому учебный процесс должен быть так построен, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала обучающегося

По-новому выполняю роль учителя:

  1. управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
  2. мотивирую познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;
  3. использую коллективные способы обучения, включаю всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организую взаимопомощь;
  4. организую помощь ученику в процессе деятельности, проявляю внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
  5. создаю ситуацию успеха, т.е. разрабатываю методику и предлагаю задания, посильные каждому ученику;
  6. создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
  7. организую самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.

Большую роль отвожу самостоятельной работе при изучении нового материала в учебной деятельности обучающихся. Студент  работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознавать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие выпускника , необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношениях - от отношений в группе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Одним из таких видов деятельности является коммуникативно-диалоговая деятельность.

Организация коммуникативно-диалоговой  деятельности как творческий процесс совместной деятельности двух или нескольких субъектов (учителя и ученика, ученика и ученика, работа в группах) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Я , как педагог, в данном случае, выступаю  как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

В процессе  исследовательской деятельности у обучающихся развиваются следующие качества:

  • умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);
  • умение и знание исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации);
  • умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство);
  • умение представить результат своей работы .

В процессе исследовательской деятельности у обучающегося  формируются:

  • ценностно-смысловая компетенция (определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир),
  • общекультурная компетенция (отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен). Например, фундаментальные достижения в области математики их практическое применение,
  •  учебно-познавательная компетенция (включает в себя элементы логической, общеучебной деятельности. Сюда входят знания и умения, решение учебных задач по заданным алгоритмам, творческое решение практических заданий),
  • информационная компетенция (формирует умения самостоятельно искать и анализировать необходимую информацию),
  • коммуникативная компетенция (включают знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Учителю отводится  управленческая роль в организации учебного процесса.

В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

  1. дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий;
  2. планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
  3. постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
  4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития личности обучающегося включает в себя различные виды деятельности:

  1. Внеурочная деятельность
  2. Урочная деятельность
  3. Проблемные уроки
  4. Семинары
  5. Практические занятия
  6. Творческие проекты
  7. Реферативная работа
  8. Проекты
  9. Исследовательские работы
  10. Интеллектуальные марафоны
  11. Олимпиады
  12. Конкурсы
  13. Предметная неделя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В заключение следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности повышает мотивацию к изучению математики, развивает коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения.

Таким образом,  проектно-исследовательская деятельность позволяет:

  • создавать условия для максимального раскрытия субъектного опыта, творческих способностей и возможностей каждого обучающегося;
  • стимулирует к использованию разнообразных способов работы, всех видов мышления и интеллектуальной деятельности;
  • воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, чувство товарищества, сотрудничество;
  • переживать чувство успеха, формировать  самооценку, что является условием активизации познавательной деятельности ;
  • решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

Проектно-исследовательская деятельность является современной, продуктивной и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если обучающийся овладеет приемами самообразования. Ведь основная задача учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания.

Использование проектно- исследовательской деятельности повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным». Смена видов деятельности, а также выполнение обучающимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (50.50 kB)
Автор:
Дата публикации: 19.10.2014
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ольхова С. Н. Создание условий для учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе довузовского профессионального образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/793-sozdanie-uslovij-dlya-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti-v-obrazovatelnom-protsesse-dovuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию