Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Технология целеполагания как основа конструирования современного урока

В современной педагогике основу содержания деятельности учащихся на уроке составляют три взаимосвязанных между собой этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность по достижению цели, рефлексия. Остановимся подробнее  на первом этапе урока – целеполагании.

В структуре современного урока этап целеполагания занимает ведущее место. Но, в отличие от традиционного, в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не предлагает свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Деятельность учащихся становится мотивированной и целенаправленной тогда, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как личностно значимую. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, побуждающая узнать, выяснить, доказать и т. д.

В педагогике целеполагание - это процесс определения целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Целеполагание – это то, с чего начинается эффективное планирование.

Для первоклассников процесс целеполагания непростой,  и  формирование умения  ставить  цель и задачи идет поэтапно под руководством учителя. Сначала педагог сам выдвигает цель и задачи перед учащимися, позже учащиеся учатся формулировать цель совместно с учителем, отвечая на его наводящие вопросы, затем школьники самостоятельно выдвигают цель и принимают ее как личностно значимую.

Но чтобы ученик определил и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с проблемной ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Критерии эффективности цели:

  • Точность формулировки. 
  • Осознанность.
  • Направленность на результат.
  • Мотивация к действию.
  • Диагностичность, конкретность.
  • Реальность.

Все приемы целеполагания классифицируются на:

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос
  • Ситуация яркого пятна
  • Группировка
  • Работа над понятием
  • Исключение
  • Проблемная ситуация
  • Домысливание

2. Аудиальные:

  • Проблема предыдущего урока
  • Исключение
  • Собери слово
  • Подводящий диалог.

Так как все приемы целеполагания строятся на диалоге, обязательными условиями их применения являются:

– учёт уровня обученности школьников, их опыта, то есть доступность и  разрешимая степень трудности;

– учёт всех мнений учащихся, актуальность их в конкретной ситуации;

–направленность всей работы на активную мыслительную деятельность.

После постановки цели формулируются задачи. Задача – это действия, которые нужно сделать, чтобы достичь необходимый результат. Чтобы сформулировать задачу, надо ответить на вопрос, как будет достигаться цель (прочитать текст, заполнить таблицу, разделить слова на группы, сравнить ответы примеров).

Глаголы-помощники для определения цели и предметных задач урока в зависимости от его типа представлены в следующей таблице:

 

Урок открытия новых знаний

Урок систематизации, обобщения знаний

Урок самоконтроля, контроля

Цель

Знакомство с…

Закрепление…

Повторение…

Самоконтроль, контроль умения…

Задачи

Узнать

Продолжить учиться

Выяснить на каком уровне умение

Выяснить

Повторить

 

Понять

Обобщить

 

Научиться

Сравнить

 
 

Разобраться

 
 

Сделать вывод

 

Цель и задачи, определенные в начале урока, записываются на экране или доске. В конце урока необходимо вернуться к этой  записи и проанализировать, что удалось сделать на уроке для достижения цели и в зависимости от этого дать домашнее задание.

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: домашнюю работу,  этап урока, урок, тему, раздел, четверть, год.

Таким образом, цели необходимы для проектирования учебных действий школьников. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели и анализировать результат.       Рефлексия в этом случае является не только итогом, но и стартовым звеном для новой образовательной деятельности и постановки целей, поэтому этап целеполагания очень тесно связан с рефлексией.

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (17.86 kB)
Автор:
Учитель нвчальных классов МБОУ СОШ 19 города Красногорск
Дата публикации: 23.11.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Калачикова Л. В. Технология целеполагания как основа конструирования современного урока // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/99331-tekhnologiya-tselepolaganiya-kak-osnova-konstruirovaniya-sovremennogo-uroka (дата обращения: 27.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию