Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Рекомендации родителям аутистов

Включает методическую разработку

Рекомендации родителям
по оказанию помощи аутичному ребенку в семье

1. Необходимо создать и поддерживать особый аффективный режим воспитания ребенка, т.е. сформировать определенный ежедневный стереотип жизни ребенка, включающий различные режимные моменты (занятия, свободное время, прогулки т.д.), и строго его соблюдать.
2. Нужно регулярно проговаривать сложившийся жизненный стереотип, комментируя все его детали, объясняя ребенку эмоциональный смысл каждой из них и их связей между собой. Необходимо следовать за ребенком, отмечая в первую очередь, важные именно для него моменты («Достанем печенье из буфета», «Откроем кран, и водичка польется быстро-быстро»). Постепенно вводить и наращивать количество эмоциональных деталей и переживания происходящего, значимых и для самой мамы.
3. Нужно осуществлять разметку времени во время эмоционального режима. Важно соблюдать регулярность чередования событий дня, их предсказуемость. Совместное переживание с ребенком прожитого и планирование предстоящего создают в совокупности временную сетку, благодаря которой каждое сильное для ребенка впечатление не заполняет собой все жизненное пространство и время , а ограничивается какой-то областью. В этом случае малышу гораздо легче пережить то, что было в прошлом, и подождать то, что будет в будущем.
4. Рекомендуется упорядочивать пространство, в котором живет ребенок посредством постоянного эмоционального комментария взрослым того стереотипа поведения, который обычно складывается в определенном месте (например, еды, одевания, прогулки, ритуала прощания с кем-то из близких, сидения на горшке и т. д.).
5. Взрослый не должен допускать формального, механического «перебора» деталей, важно помочь ребенку эмоционально осмыслить необходимость каждой из них и их последовательности, Даже, если у ребенка уже сложившийся «застывший» стереотип включены казалось бы бессмысленные ритуальные действия, их тоже нужно пытаться ввести в общий смысловой контекст. В таком случае ребенок совершает эти действия менее напряженно и ожесточенно. (Например, если малыш сосредоточен на том, чтобы дверь была прикрыта - «Закрой, закрой, чтобы не дуло». Если раскладывает в определенном порядке фломастеры на столе – «Так, все у нас на месте, ты же аккуратный мальчик»). Важно, чтобы такие комментарии взрослого были эмоциональны и соответствовали доступному ребенку уровню взаимодействия с окружением.

Рекомендации родителям (выполнение предлагается на определенный срок – 1-2 мес., по истечении которого нужно вновь обратиться к специалистам КППК)

6.1 Комментируйте все происходящее в жизни ребенка в эмоциональном виде (как с маленьким ребенком). Необходимо постоянно погружать ребенка в ваш речевой поток («Ты проснулся, сейчас снимем пижаму, будем умываться т.д.»), но при этом учитывать интересы ребенка. Например, если вашего ребенка интересует реклама, то в комментарии подходящей по смыслу ситуации можно и нужно включать знакомые выражения из рекламы
! Чем меньше ребенок будет предоставлен самому себе, тем меньше он будет уходить в себя, погружаться в стереотипные действия, движения.

6. Вечером перед сном, когда ребенок находится уже в кровати, проговаривайте всю последовательность дня, особенно подробно и эмоционально те моменты, которые были приятны ребенку. Например, «Ой, какие же мы с тобой молодцы! Утром мы проснулись и потянулись вот так... А потом пошли в ванную и открыли водичку – теплую, приятную, и помыли ручки... А вечером – дзынь – папа пришел. Ой, как мы папу встречали! Мы же так по папе соскучились!».

7. Присоединяйтесь к действиям ребенка. Например, ребенок любит выстраивать машинки в ряд. Можно рядом выстроить ряд из таких же игрушек так, чтобы получился сюжет: «Да машин много стоит на дороге. Большая пробка. Наверное, светофор сломался. А в этой машине сидит папа и никак не может доехать до дома. А здесь сидит дядя, его тоже ждут дома сынок и дочка, И мы ждем своего папу. И т. д.» Также можно разыгрывать другие сюжеты из ежедневного опыта ребенка.

8. Можно рисовать для ребенка разные моменты из происходящего с ним в течение дня. Рисование может происходить за столом, на ковре. Например, вы рисуете человечка и говорите: «Вот (имя ребенка). Ой, как он бежит по дорожке, Топ-топ-топ быстро бежит, догоню-догоню!». Продолжать комментировать рисунок нужно, даже, если ребенок не смотрит на него напрямую, прицельно. Для привлечения внимания ребенка нужно использовать интересующие ребенка моменты (ему интересны цифры или буквы – вводите их в рисунок и комментарии к нему. «Цифра один» (пишите цифру крупно). «Егор катается с горки. У-ух! Скатился! Вот это да!).

9. Если ребенок листает книгу, то можно придумывать и проговаривать простые бытовые истории про героев, изображенных на страницах. («Привет, зайка! Как дела? Ребенок закрывает книгу, а вы заканчиваете историю: «Ой! Ну, все – пока, пока!»).

10. Когда ребенок смотрит мультфильмы можно комментировать происходящее на экране, но более простыми словами. Делать это нужно дозировано: сказали – помолчали. С сюжетными игрушками из любимых мультфильмов можно обыгрывать отдельные эпизоды из жизни ребенка.

11. Нужно придавать смысл всем звукам, звукосочетаниям, которые произносит ребенок. «Достраивать» его звуки до междометий, слов, подходящих по смыслу той ситуации, в которой. Ребенок их произнес, при этом ваша речь должна быть эмоционально выразительной. Например, ребенок: «А-а-а», а взрослый: «А! А! АХ! Какая красивая коробочка! Ой, как мы ее сейчас откроем, посмотрим. Что там?

12. Вы садитесь удобно на диван (в кресле, на полу у стены), сажаете ребенка лицом к себе, обнимаете и прижимаете его к себе и начинаете петь ему песенку, затем произносить потешки, детские стишки, далее рассказывать короткую сказку или просто говорить ему ласково, как вы его любите, какой он славный и хороший. Говорить и петь нужно эмоционально выразительно, привлекая его внимание изменением голоса, тона, мимики, используя руки ребенка для демонстрации содержания отдельных слов и фраз («Ладушки-ладушки» - хлопаем руками ребенка, держа их своими руками). При этом, в знакомых ребенку стишках оставляете ему паузы для договаривания. Все что ребенок произносит в этот момент необходимо достраивать до слова.
Такое упражнение нужно выполнять ежедневно в одно и тоже время, начинаем с 2 мин. и постепенно с интервалом 2-3 дня увеличивать его продолжительность по пол минуте до 15-20 мин. Необходимо соблюдать постоянную последовательность при выполнении этого упражнения: сначала поем песню, потом рассказываем сказку, потом стишок. Через определенное время можно вносить в этот ритуал небольшие изменения, предложить новую песню или стишок, изменить последовательность.

Раздел: Образовательные проекты
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать проект (41.50 kB)
Автор:
педагог психолог КГУ 1Кабинет психолого-педагогической коррекции Курчумского района1
Дата публикации: 18.03.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мысаева . К. Рекомендации родителям аутистов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/proekty/file/25353-rekomendatsii-roditelyam-autistov (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию