Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ
СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
(А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
 учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
 влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
 анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
 можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
 я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
 выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
 я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.

Текст методики
1. Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.
3. От судьбы не уйдешь.
4. Всякому мужу своя жена милее.
5. Загорелась душа до винного ковша.
6. Здесь бы умер, а там бы встал.
7. Беду не зовут, она сама приходит.
8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
11. Сидят вместе, а глядят врозь.
12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
13. Вино уму не товарищ.
14. Доброю женою и муж честен.
15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
16. Кто не родится, тот и не умрет.
17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
18. В мире жить - с миром быть.
19. Чай не водка, много не выпьешь.
20. В согласном стаде волк не страшен.
21. В тесноте, да не в обиде.
22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
24. Болячка мала, да болезнь велика.
25. Не жаль вина, а жаль ума.
26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
27. Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
29. Других не суди, на себя погляди.
30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
31. Живет – не живет, а проживать - проживает.
32. Все вдруг пропало, как внешний лед.
33. Без копейки рубль щербатый.
34. Без осанки и конь корова.
35. Не место красит человека, а человек - место.
36. Болезнь человека не красит.
37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
39. В уборке и пень хорош.
40. Доход не живет без хлопот.
41. Нашла коса на камень.
42. Нелады да свары хуже пожара.
43. Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!
44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
45. Седина бобра не портит.
46. Бешеному дитяти ножа не давати.
47. Не годы старят, а жизнь.
48. В долгах как в шелках.
49. Бранись, а на мир слово оставляй.
50. Зеленый седому не указ.
51. А нам что черт, что батька.
52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
53. Лежачего не бьют.
54. Что в лоб, что по лбу – все едино.
55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
56. Ученье свет, а не ученье – тьма.
57. И медведь из запасу лапу сосет.
58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
59. Выношенная шуба не греет.
60. Совесть спать не дает.
61. Вали с больной головы на здоровую.
62. Мал, да глуп – за то и бьют.
63. Не в бороде честь – борода и козла есть.
64. Одно золото не стареется.
65. Наш пострел везде поспел.
66. Муху бьют за назойливость.
67. Надоел горше горькой редки.
68. Живет на широкую ногу.
69. Легка ноша на чужом плече.
70. Не в свои сани не садись.
71. Чужая одежда – не надежда.
72. Высоко летаешь, да низко садишься.
73. Двум господам не служат.
74. Мягко стелет, да твердо спать.
75. За одного битого двух небитых дают.
76. За худые дела слетит и голова.
77. Говорить умеет, да не смеет.
78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
80. Красив в строю, силен в бою.
81. Гори все синим пламенем.
82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
84. С птичьими правами высоко не взлетишь.
85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов
Факторы суицидального риска Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания
Алкоголь, наркотики
Несчастная любовь
Противоправные действия
Деньги и проблемы с ними
Добровольный уход из жизни
Семейные неурядицы
Потеря смысла жизни
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
Отношения с окружающими
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 13-15 Более 15
Несчастная любовь 10-12 Более 12
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 12-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 12-14 Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 11-13 Более 13
Отношения с окружающими 15-18 Более 18
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 9-11 Более 11
Противоправные действия 12-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 15-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 10-11 Более 11
Семейные неурядицы 13-14 Более 14
Потеря смысла жизни 12-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 13-14 Более 14
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 12-14 Более 14
Отношения с окружающими 15-18 Более 18
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-13 Более 13
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 16-18 Более 18
Добровольный уход из жизни 10-12 Более 12
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 10-12 Более 12
Отношения с окружающими 14-16 Более 16
* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 11-12 Более 12
Несчастная любовь 11-12 Более 12
Противоправные действия 13-14 Более 14
Деньги и проблемы с ними 16-17 Более 17
Добровольный уход из жизни 9-11 Более 11
Семейные неурядицы 11-12 Более 12
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 11-12 Более 12
Отношения с окружающими 15-16 Более 16
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица №5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 10-11 Более 11
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 11-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-12 Более 12
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 11-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 11-12 Более 12
Отношения с окружающими 19-23 Более 23
* Правая граница числового интервала дается исключительно

Таблица №6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов
Алкоголь, наркотики 9 Более 9
Несчастная любовь 8-10 Более 10
Противоправные действия 13-15 Более 15
Деньги и проблемы с ними 18-20 Более 20
Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8
Семейные неурядицы 12-13 Более 13
Потеря смысла жизни 11-13 Более 13
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости 12-13 Более 13
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути 11-13 Более 13
Отношения с окружающими 22-25 Более 25
* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического здоровья.

ТЕСТ «СР-45» ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ
К СУИЦИДАЛЬНЫМ РЕАКЦИЯМ
(АВТОР П.И. ЮНАЦКЕВИЧ)
Инструкция
Ребята, вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего здоровья и характера. Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «Да», если нет – поставьте «–» в графе «Нет».
Над вопросами старайтесь долго не задумываться, правильных или неправильных ответов нет.

№/п Утверждения «+» «-»
1. Как вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?
2. Жизнь иногда хуже смерти
3. В прошлом у меня была попытка уйти из жизни
4. Меня многие любят, понимают и ценят.
5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.
6. Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.
7. Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.
8. Как вы считаете, оказавшись в ситуации, когда вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?
9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти
10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы это мне не стоило.
11. Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком
12. У меня, в принципе, нет недостатков
13. Может быть, дальше я жить не смогу
14. Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходным положении, не хотят покончить с собой.
15. Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни
16. Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.
17. Мне не нравится играть со смертью в одиночку.
18. Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим
19. Я пробовал разные способы ухода из жизни.
20. В критический момент я всегда смогу справиться с собой
21. В образовательном учреждении я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением
22. Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение
23. Вокруг меня достаточно много нечистых людей
24. Однажды я выбрал несколько способов покончить с собой.
25. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение
26. Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний
27. Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война
28. Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.
29. Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет
30. Никому никогда не писал предсмертную записку
31. Однажды пытался покончить с собой.
32. Никогда не бывает безвыходных ситуаций
33. Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.
34. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.
35. Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.
36. Могу оправдать любой свой поступок.
37. Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.
38. Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно.
39. Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых своих знакомых
40. Однажды решался покончить с собой
41. Меня беспокоит отсутствие чувства счастья
42. Я никогда не иду на нарушение закона даже в мелочах
43. Иногда мне хочется заснуть и не проснуться
44. Однажды мне было очень стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.
45. Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
«Ключ»
Склонность к суицидным реакциям.
«Да» (+)
«Нет» (–)
1,2,3,5,7,9,13,14,15,16,19,22,24,28,
31,33,35,36,37,38,40,41,43,44
4,6,8,10,17,20,26,27,30,32,45
«Ключ» шкалы «лжи» (L)
«Да» (+)
«Нет» (–)
11,12,18,21,23,25,29,34,39,42
Интерпретация результатов тестирования
Подсчитывается число совпадений с «ключом».
Оценочный коэффициент (Sr) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (35):
Sr = N/35 ± 0,07
Где N–количество совпадающих с «ключом» ответов. Показатели, полученные по этой методике, могут варьироваться от 0 до 1. показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне склонности к суицидальным реакциям, близкие к 0 – о низком уровне.
Шкала оценок склонности
к суицидальным реакциям (Sr)
Уровень оценки (Sr) Уровень проявления Оценка
0,01 – 0,23 низкий 5
0,24 – 0,38 ниже среднего 4
0,39 – 0,59 средний 3
0,60 – 0,74 выше среднего 2
0,75 – 1,00 высокий 1
У обследуемых, получивших оценку «4», может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
Для обследуемых, получивших оценку «3», «потенциал» склонности к суицидным реакциям не отличается высокой устойчивостью.
Обследуемые, получившие оценку «2», отнесены к группе суицидального риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Они могут при затруднениях в адаптации совершить суицидную попытку или реализовать само разрушающее поведение.
Обследуемые получившие оценку «1», обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи.
Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10):
L = N/10±0,16
Где N – количество совпадающих с «ключом» ответов. Показатели, полученные по шкале «лжи» могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и неадекватности ответов, близкие к нулю – о низком уровне и относительно надежной (при условии L<0,6±0,16) достоверности результатов исследования.

Роль социального педагога в работе с детьми, склонными к суициду.
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного социального педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем социальному педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.
Помощь социального педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Социальный педагог может обратить внимание врача, администрации образовательного учреждения на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль социального педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Специалисты, ведущие работу с подростками, склонными к суициду, в процессе индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий осуществляют:
 обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
 оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения учителей, воспитателей, друзей и т.д.
 повышение самооценки,
 развитие адекватного отношения к собственной личности;
 формирование эмпатии.
Овладение навыками практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть проведена специалистами в процессе на тренинге поведенческих навыков.

Признаки замышляемого суицида

Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается подготовительный период (пресуицид), который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д.
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению. Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
4. Снижение ресурсов личности, позволяющих
противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду: тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных; напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией; депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость; выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью; тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями; употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка : неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей; беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком; неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка; отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе; серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми. Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности.
Как говорит статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

«Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник)

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения
№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 Я спокоен. 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает. 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении. 1 2 3 4
4 Я внутренне скован. 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно. 1 2 3 4
6 Я расстроен. 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи. 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен. 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 1 2 3 4
11 Я уверен в себе. 1 2 3 4
12 Я нервничаю. 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места. 1 2 3 4
14 Я взвинчен. 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряжения. 1 2 3 4
16 Я доволен. 1 2 3 4
17 Я озабочен. 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе. 1 2 3 4
19 Мне радостно. 1 2 3 4
20 Мне приятно. 1 2 3 4

Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Суждения

№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение. 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным. 1 2 3 4
23 Я легко расстраиваюсь. 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие. 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть. 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать. 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран. 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности. 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков. 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив. 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу. 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе. 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным. 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра. 1 2 3 4
36 Я бываю доволен. 1 2 3 4
- 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником. 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек. 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. 1 2 3 4
Обработка результатов.
1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

КЛЮЧ
СТ Ответы ЛТ Ответы
№№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто №№ Никогда Почти всегда Почти никогда Часто
СТ ЛТ
1 4 1 3 2 21 4 3 2 1
2 4 1 3 2 22 1 2 3 4
3 1 4 2 3 23 1 2 3 4
4 1 4 2 3 24 1 2 3 4
5 4 1 3 2 25 1 2 3 4
6 1 4 2 3 26 4 3 2 1
7 1 4 2 3 27 4 3 2 1
8 4 1 3 2 28 . 1 2 3 4
9 1 4 2 3 29 1 2 3 4
10 4 1 3 2 30 4 3 2 1
11 4 1 3 2 31 1 2 3 4
12 1 4 2 3 32 1 2 3 4
13 1 4 2 3 33 1 2 3 4
14 1 4 2 3 34 1 2 3 4
15 4 1 3 2 35 1 2 3 4
16 4 1 3 2 36 4 3 2 1
17 1 4 2 3 37 1 2 3 4
18 1 4 2 3 38 1 2 3 4
19 4 1 3 2 39 4 3 2 1
20 4 1 3 2 40 1 2 3 4

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

Тест родительского отношения

1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие
3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.
4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним
5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала по¬казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Текст опросника
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с неж¬ностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
25. Я жалею своего ребенка.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравят¬ся его родителям.
Обработка и оценка результатов
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.
Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетель¬ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди¬тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим об¬разом.
Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер-живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей,
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, сви¬детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла , напротив, сви¬детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и во<

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
педагог-психолог МОБУСОШ №16
Дата публикации: 04.10.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Гаспарян С. Л. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/31964-metodika-vyyavleniya-suitsidalnogo-riska-u-detej-i-podrostkov (дата обращения: 25.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию