Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Выявление признаков жестокого обращения с детьми

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее зависят от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

Многие родители до сих пор  ориентированы на  прошлое, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.

К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье.

Исследования психологов и  социологов показали, что 2 миллиона детей в России ежегодно избиваются своими родителями, 50 тысяч детей ежегодно уходят из дома в результате жестокого обращения и насилия над ними. Причины жестокого обращения с детьми многообразны, но в основном оно встречается в неблагополучных, асоциальных семьях – алкоголиков, наркоманов, в семьях с психическими заболеваниями. Негативная среда, в которой находится ребёнок, создаёт извращённое представление об окружающем мире, подростки становятся неуправляемыми, потенциальными правонарушителями и преступниками.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 году  Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Конвенцию о правах ребенка называют Великой хартией вольностей для детей. Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.

Новое российское законодательство, и в первую очередь Конституция Российской Федерации, признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

Жестокость – это свойства личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение чужого поведения (философский словарь).

Физическое насилие – это  физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде - нанесение ударов по лицу; -тряски, толчки;

-затрещины, пощёчины;     -удушения;      -пинки;

-заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

-избиение ремнем, веревками;

-прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами;

-нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Распознание факта физического насилия над ребенком.

Характер повреждений:

-синяки,   ссадины,   раны,  следы  от  ударов  ремнем,  укусов, прижигания  горячими  предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

-ожоги  горячими  жидкостями  кистей  и  ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

-повреждения  и  переломы  костей,  припухлость  и болезненность суставов;

-выбитые  и  расшатанные  зубы,  разрывы  или  порезы во рту, на губах;

-участки облысения, кровоподтеки на голове;

-повреждения внутренних органов.

Пренебрежение – это хроническая неспособность родителей, обеспечить основные потребности ребёнка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а  также  недобросовестное  выполнение обязанностей  по  воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Чаще  всего  пренебрегают  основными  нуждами  детей родители или лица,  их  заменяющие:

- алкоголики,  наркоманы;

-лица  с  психическими расстройствами;

-юные   родители,   не   имеющие   опыта   и  навыков родительства;

-с низким социально-экономическим уровнем жизни;

-имеющие хронические    заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость;

- перенесшие жестокое обращение в детстве;

- социально-изолированные.   Последствия пренебрежения.

Внешние проявления:

-утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

-у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

-одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

-нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

-отставание в весе и росте от сверстников;    -педикулез, чесотка;

-частые  "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;  -запущенный кариес;   -отсутствие надлежащих прививок;

-задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

-постоянный  голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

-неумение играть;

- постоянный поиск внимания/участия;

-частые пропуски школьных занятий;

-крайности  поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет   себя   в  "псевдовзрослой"  манере;  агрессивен  или  замкнут, апатичен;  гиперактивен  или  подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;   -склонность к поджогам, жестокость к животным;

Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.).

Эмоциональным (психическим) насилием является однократное или хроническое  психическое  воздействие на ребенка или его отвержение со стороны  родителей  и  других  взрослых,  вследствие  чего  у  ребенка нарушаются   эмоциональное   развитие,   поведение   и  способность  к социализации.

К психологическому насилию относятся:

-угрозы  в  адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;

-оскорбление и унижение его достоинства;

-открытое неприятие и постоянная критика;

-лишение   ребенка  родительской любви;

-предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

-преднамеренная   изоляция   ребенка,   лишение  его  социальных контактов;

-вовлечение   ребенка   или   поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

Особенности  детей, подвергающихся эмоциональному (психическому) насилию:

-задержка психического развития;

-невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

-низкая самооценка; -эмоциональные   нарушения  в виде   агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

-избыточная потребность во внимании;  -депрессия, попытки суицида;

-неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

-ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

-нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

-дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;    -дети рождённые в раннем возрасте;

-дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; -дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

-дети  из  семей,  где  внутрисемейное  насилие  является стилем жизни;

-дети, родители (или  один  из  родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

-дети, в семье которых много социально-экономических  и психологических проблем.

Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться.

Насилие в отношении детей зачастую носит скрытый характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.

- Разделить родителей на группы и предложить создать коллаж с помощью отдельных слов, фраз, картинок отразит  темы: «Психологическое насилие», «Физическое насилие», «Пренебрежение», «Сексуальное насилие».

При  выявлении признаков жестокого обращения с детьми

·       Распознание факта физического насилия над ребёнком;

·       Сотрудник школы ставит в известность администрацию школы и социального педагога, если ребёнку нанесены тяжёлые телесные повреждения,  обращаются в медицинское учреждение;

·       Психолог и социальный педагог проводят беседу с воспитанником и устанавливают причину жестокого обращения, оказывают первую психологическую помощь  ребёнку;

·       Выезжают по месту жительства воспитанника и беседуют с родителями, устанавливают особенности семейного воспитания и причины нарушения прав ребёнка;

·       При исчерпании всех мер воздействия, если дальнейшее пребывание ребёнка в семье становится опасным для жизни и здоровья  информируют полицию и органы опеки и попечительства о фактах жестокого обращения с ребёнком.

Статья 112. При  умышленном  причинение  средней тяжести вреда здоровью. Наказывается  арестом  на срок от 3 до 6 месяцев или лишением свободы до 3 лет.

Статья 116. Побои. Штраф до 100 минимальных зарплат или исправительные работы от 3 до 6 месяцев.

Статья 117. Истязание. Наказание от3 до 7 лет лишения свободы.

Статья 131,132,133,134. Преступления против половой неприкосновенности. Наказание от 8 лет до 15.

Статья 129,130.Клевета, оскорбление. Наказание  от 4 месяцев до 3лет лишения свободы. Штраф от размера заработной платы до 200 минимальных размеров оплаты труда либо исправительными работами до одного года.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
социальный педагог МБОУ СШ №12
Дата публикации: 21.11.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Алиева И. С. Выявление признаков жестокого обращения с детьми // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/34470-vystuplenie-sotsialnogo-pedagoga-na-obshcheshkolnom-roditelskom-sobranii-vyyavlenie-priznakov-zhestokogo-obrashcheniya-s-detmi (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию