Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Использование проектно-исследовательских технологий в обучении младших школьников

Использование проектно-исследовательских технологий в обучении младших школьников

Реформирование современной школы обусловлено стандартизацией образовательной системы нашей страны. Одним из значимых инновационных процессов, отраженных в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, является организация проектной деятельности школьников. Менее всего в методике начального обучения проработана технология проектной деятельности по математике. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе. Младшие школьники не имеют мотивацию к обучению математики, не понимают ее значение и возможности. Предлагая проекты по математике, важно научить детей самостоятельно искать информацию, выдвигать предположения, приводить аргументы и доказательства.

Проекты, используемые на учебных занятиях по математике в начальной школе по программе «Школа XXI век» в 1-4 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.

Цели проектной деятельности в процессе обучения математике:

  • Освоение систематизированных математических знаний, понимание личной и социальной важности исследовательского процесса в сфере математики, умение и стремление решать проблемные вопросы.
  • Вырабатывание эмоционально-ценностных отношений к исследуемой проблеме, творческой деятельности школьников, потребности в ней.
  • Формирование следующих умений:

- определять, исследовать и разрешать проблемные ситуации в области математики, используя знания из различных областей науки;

- рефлекторно и самостоятельно мыслить;

- предсказывать результаты;

- находить причинно-следственные связи;

- практически использовать полученные знания.

Основными вопросами при осуществлении проектной деятельности по математике являются проблемы, обуславливающие направления обучения юного проектировщика:

1. Использование типовых алгоритмов проектирования на разном учебном содержании. При этом алгоритм проектирования нужно отработать сначала на простом учебном материале и только потом на более сложном (например, алгоритм письменного сложения многозначных чисел: 1. Записываем второе слагаемое под первым строго разряд под разрядом. 2. Сложение начинаем с разряда единиц: число единиц второго слагаемого прибавляем к числу единиц первого слагаемого. Если полученный результат <10, записываем его в разряд единиц суммы и переходим к сложению в следующем разряде);

2. умение описывать проектный замысел и продукт проектирования до его появления, прояснять непонятное, не четко представляемое (например, сравнение площади фигур);

4. понимание наличия рисков, из-за которых проект может быть не реализован и устранять их своевременно и самостоятельно, отсутствие умений (например, не владение, какими-либо умениями или информацией, необходимой для реализации проекта);

5. понимание как можно применить результат, полученный посредством проектирования (необходимо показать, как математика связана с реальной жизнью, например, в архитектуре – для расчёта площади зданий, в экономике – для расчета стоимости покупки).

Из опыта работы: в каждом классе, на уроках этого предмета, запланировано по 2 проекта.

1 класс («Как появились цифры», «Хитрая задача»).

2 класс («Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде»  - данный проект завершает раздел «Сложение и вычитание», «Оригами» - изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата, проект завершает раздел «Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100», проводится после изучения темы).

3 класс («Математические игры», «Задачи-расчеты» ).

4 класс («Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город»,   «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

Например:

1. «Как появились цифры».

Тип проекта: информационный, творческий, межпредметный (математика, история, окружающий мир), индивидуальный или групповой, краткосрочный.

Цель проекта: изучить историю возникновения цифр и создать альбом.

Основные знания и умения, отрабатываемые в ходе работы над проектом: умение работать с литературой, анализировать и отбирать нужную информацию, использовать ранее полученные знания. На первом этапе осуществляется введение учащихся в проект. В процессе беседы учитель выясняет, что ученики знают о цифрах, с какими цифрами знакомы, как они называются и графически изображаются, для чего служат цифры, где их можно увидеть и с какой целью их используют, всегда ли существовали цифры. Далее учитель знакомит школьников с информацией о том, что человек использовал для счета, когда еще не были придуманы цифры, с понятием «цифра» и историей их возникновения. Учитель предлагает собрать информацию о цифрах, узнать об их разновидностях. В ходе обсуждения, ученики понимают, что они немного знают об истории возникновения цифр, о том, что человек использовал для счета до их появления и какие цифры существуют в настоящее время. На данном этапе ученики с помощью учителя формулируют цель проекта и предлагают варианты его названия.

На втором этапе ученики совместно с учителем составляют план работы над проектом: 1) собрать информацию об истории возникновения цифр; 2) определить какие цифр существуют; 3) определить область применения цифр в современном мире; 4) выбрать фотоматериал для оформления альбома; 5) обобщить материал и создать альбом.

На третьем этапе школьники выбирают литературу для получения нужной информации, анализируют материалы, интерпретируют факты и делают выводы. Этот этап наиболее труден для учащихся, поэтому учитель помогает им в случае возникновения затруднений, указывает на ошибки. На четвертом этапе ученики оформляют результаты своей деятельности в виде альбома и готовят презентацию. В связи с тем, что младшие школьники испытывают трудности при подготовке презентации работы учителю необходимо предложить им примерный план.

Использование в своей педагогической практике метода проектов, привело к следующим изменениям:

- у учащихся повысился интерес к работе с различными источниками, а также к изучению математики;

-  ученики умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал;

- умеют обосновывать выводы, самостоятельно проводить исследования и создавать свои проекты.

Таким образом, применение метода проектов при изучении математики показывает, что проектная деятельность предоставляет новые возможности решения методических задач.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
учитель начальных классов МОУ "Гимназия №15 Советского р-на г. Волгограда"
Дата публикации: 28.07.2021
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Жемчужнова Л. И. Использование проектно-исследовательских технологий в обучении младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/varia/file/96723-ispolzovanie-proektno-issledovatelskikh-tekhnologij-v-obuchenii-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию