Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Глагол как часть речи. Роль глагола в речи

Включает методическую разработку

Тема.  Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

Цель: расширить представления учащихся о глаголе как части

речи, о связи глаголов с именами существительными, о роли

глагола в предложении, учить выделять глагол в речи;

развивать умение употреблять в речи глаголы – антонимы,

глаголы в прямом и переносном значении, развивать связную

речь учащихся; воспитывать любовь к русскому языку,

спорту.

I. Этап ориентации.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Чем же он необычен? Вам интересно узнать?

Дело в том, что изучать тему сегодняшнего урока нам поможет спорт. В спорте кто побеждает?

II. Этап целеполагания.

- Скоро в спортивном мире состоится большое событие. Это олимпийские игры, которые будут проходить в Корее, г. Пхенчхан. А кто из вас знает символы олимпийских игр? Какие вы знаете виды зимних спортивных состязаний?

- А вы бы хотели принять участие в олимпиаде? Я уверена, что ваша олимпийская игра ещё впереди, а пока мы сможем помочь нашей команде в подготовке. Поможем?

III. Этап проектирования.

- К нам на урок приехал олимпийский мишка. Он сообщил, что наших спортсменов не пустят на Олимпиаду до тех пор, пока ученики не докажут, что они знают и любят свой язык. Вы готовы помочь разрешить эту проблему?

- Организационный комитет прислал свои задания.

Я предлагаю, чтобы так же как в спорте, наш класс работал в командах. Согласны? Мишка приготовил специальные мячики, с помощью которых мы сможем определить, какая команда сегодня будет работать лучше. После выполнения заданий вы получите определённое количество этих мячиков. У какой команды их окажется больше, тот и будет победителем. А победителя ждёт особое вознаграждение. Начнём?

IV. Этап организации плана деятельности.

- Любой вид спорта начинается  с хорошей разминки. У нас она тоже будет. Благодаря ей мы разгадаем тему урока.

Интерактивный метод «Работа в группах»

КАРТОЧКА  1

1. Дидактическая игра «Биатлон» Лишнее слово

(Цель: повторить раннее изученные части речи, учить различать их, развивать логическое мышление)

Командам раздаётся задание на карточках. После выполнения упражнения делается вывод, что на уроке будет изучаться глагол как часть речи.

«Лишнее слово»

Задание: Найти в каждом ряду лишнее слово, объяснить свой выбор, выписать первую букву из этого слова. Прочитать, что получилось. (Ответ – «глагол»)

1.Пою, пишу, радуюсь, гимнастика.              ------

2.Счастье, лёгкая, песня, лес.                          ------

3. Я, мы, они, акробатика, её.                          ------

4. Гребля, по, над, из, к.                                   ------

5. Три, сто, олимпиада, ноль.                          ------

6. Настоящий, лыжник, умный, добрый.       ------

- Молодцы! И тема сегодняшнего нашего урока: Глагол, роль глагола в речи. Вспомнить все, что мы знаем о глаголе.

Цель: расширить представления о глаголе как части речи, о связи глаголов с именами сущ, о роли глагола в предложении, учиться выделять глагол в речи, развивать умение употреблять в речи глаголы- антонимы, глаголы в прямом и переносном значении, развивать связную речь.

Постер Метод «Ассоциативный куст»

ГЛАГОЛ

/        /        /        I        \        \        \‌‌‌‌‌

Часть речи     что делать?       связь с им.сущ.        не с глаголом

действие         время    сказуемое (и т.д.)

- Глагол обозначает действие, движение предметов. Спорт тоже связан с движением. Продолжаем?

3. Работа с учебником. индивидуально

Стр. 13 упр. 30

Задание: найдите в тексте глаголы. Как пишется частица не с глаголами.

Журавль

Серого журавля можно приручить. Он никуда не улетит и будет следить за порядок во дворе. Журавль не терпит раздоров в птичнике. Если петухи или гуси не мирятся, журавль прекращает драку сердитыми ударами клюва. Журавль очень любит ласку. Зато обиду долго не забывает.

Скажите, ребята, а есть слова, которые без НЕ не употребляются(негодовать, невзлюбить, ненавидеть, недоумевать, нездоровится).

4. Дидактическая игра «Прыжки в длину»

(Цель: расширять словарный запас, закрепить знания об антонимах.)

КАРТОЧКА 2

«Лыжная эстафета»

Подобрать к данным словам глаголы- антонимы

Включать-

Терять-

Прилетать-

Давать-

Спрашивать-

Идти-

Любить-

Звать-

Подниматься-

Стоять-

Потушить-

Молчать-

Хвалить-

Приходить-

Результат: У кого больше слов, тот «выиграл эстафету».

5. Музыкальная физкультминутка

6. Дидактическая игра «Забей гол»

(Цель: развивать умение работать с фразеологизмами, расширять словарный запас, развивать логическое мышление, творческие способности.)

КАРТОЧКА 3

«Забей шайбу»

Замени фразеологизмы одним глаголом.

1. Клевать носом.----------------------------------

2. Зарубить на носу.-------------------------------

3. Дать стрекоча.-----------------------------------

4. Выходить из себя.------------------------------

5. Чесать языки. ------------------------------------

6. Надуть губы.--------------------------------------

7. Водить за нос.------------------------------------

8. Бить баклуши.------------------------------------

9. Ломать голову.-----------------------------------

10. Совать нос.--------------------------------------

Задание: заменить фразеологизмы одним глаголом.

Результат: правильные ответы – «шайбы».

7. Дидактическая игра «Эстафета»

Цель: повторить состав слова, закрепить знания о частях речи, развивать творческие способности, орфографические навыки, воспитывать умение работать  в группе, чувство взаимовыручки)

КАРТОЧКА 4

«Санный спорт»

Задание: от данных корней образовать необходимые части речи. Работа выполняется в течении 1 минуты.

ХОД

СКАЗ

БЕГ

УЧ

СУЩЕСТВ.

ПРИЛАГАТ.

ГЛАГОЛ

Результат: побеждает команда, выполнившая больший объём работы правильно.

- Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями. Мишке очень понравилось, как вы умеете дружно работать. Он предлагает послушать шуточное стихотворение. Согласны? Тогда слушайте и хлопайте тогда, когда будете встречать глаголы.

V. Контрольно – оценочный этап.

Ребята, мы с вами доказали, что знаем и любим свой язык. Возьмите листы самооценивания и оцените свою работу на уроке.

Подводятся итоги по результатам работы команд. Победителю вручается «мяч» на олимпийские игры.

Мишка дарит вам мяч, а мяч то не простой, а интересный- глобус. Найдите на карте Южную Корею и выберите путь, по которому вы будете добираться.

- Все ребята молодцы! Все очень старались! Видно, что вы любите и русский язык, и спорт.

Оценки за урок.

- А я хочу добавить, что знания, умения и навыки обязательно вам пригодятся в любом деле. Спортом тоже занимайтесь регулярно.

- Известный философ Горация писал: «Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь!»

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 4 класса
Автор:
учитель начальных классов, КГУ "Средняя школа №2 г. Есиль"
Дата публикации: 07.02.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кирюшина А. Н. Глагол как часть речи. Роль глагола в речи // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/4-klass/file/39784-glagol-kak-chast-rechi-rol-glagola-v-rechi (дата обращения: 28.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию