Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Наречие

Тема урока: Наречие

Цели урока:

Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить  находить наречия в  предложении, использовать прием кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме; учить  правильно использовать наречия в речи.

Развивающие: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Этапы

Деятельность учителя

Комментарии

I. Организационный момент

II. Стадия вызова

Модельный ответ

III. Стадия осмысления.

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- С каким настроением вы пришли на урок? «Просигнальте», пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

- По почте вы получили письмо от друга следующего содержания (на слайде и на листах на парте)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.

Я ездил в гости к бабушке. Там было очень. Мы с друзьями проводили время. Был лес, где собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали ходить так в лес. А еще мы купались на речке.

Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать, играть, гулять.

Твой друг.

1)                 Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет, в этом письме некоторые предложения кажутся не совсем полными непонятными)

2)                Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые, на ваш взгляд, слова;

3)                Прочитайте свою дополненную версию письма;

4)                Постарайтесь определить, какой частью речи являются дополненные слова, сделайте вывод.

(Ребята работают в парах на листочках, изменяют полученное письмо, вставляя слова)

- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек, какие у них получились письма.

- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного о себе.

Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды. Однажды мы  заблудились, стали громко кричать. Нас нашли только вечером. Больше мы не стали ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались на речке.

Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай поскорей в гости, будем весело отдыхать, интересно играть, много гулять.

Твой друг.

- К каким частям речи относятся слова, которыми вы дополнили текст письма? (может быть прилагательные, существительные и слова незнакомой части речи)

- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова новой, неизвестной нам, части речи)

1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть речи? (Учащиеся высказывают свои предположения, если кто-нибудь из детей догадается, учитель подтверждает)

- Эта часть речи называется – наречием.

- Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Наречие)

- Какие поставим цели урока? (познакомиться  с новой частью речи)

- У вас на столах лежат листочки, на которых нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся сегодня, в течение урока,  заполнить по новой теме.

- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы уже сейчас, исходя из нашего письма, можем сказать? В течение урока мы составим памятку-опору, которой вы сможете пользоваться в дальнейшем.

Обучающимся дан бланк кластера.

(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске. Например: указывает на место действия, время, уточняет глагол)

2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в предложении чаще всего бывает связано наречие? Выпишем из письма словосочетания с наречием.

Работа выполняется с комментированием.

Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово, был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.

-Итак, какой вывод можно сделать после этого задания

-Что запишем в схеме? (Наречие связано с  глаголом, с прилагательным и другим наречием и поясняет их)

- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые сведения об этой части речи в учебнике. Что еще узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали, что наречия несклоняемые и неспрягаемые, а также, что поясняют прилагательные)

3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте, дополните схему.

Наречие

Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».

Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

Проще всего это оказалось сделать с прилагательными. Заменили в слове хороший окончание суффиксом –о- и получилось замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратили в приставку, окончание – в суффикс. И получается из одного существительного куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, сверху.

И с прилагательными тоже получилось. Вот прилагательное новый. С суффиксом -о и разными приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из числительного двое получилось вдвоем и надвое.

Наречия несут в предложении огромную смысловую нагрузку. Они могут уточнять место действия (впереди, справа, близко), показывать неожиданность действия (внезапно, вдруг), время действия (вчера, сегодня, завтра), передавать состояние природы и человек (тоскливо, туманно), и т.д.

В предложении наречие чаще всего выражено обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли понятно? Какие появились вопросы по поводу статьи?  Что еще можно добавить в нашу памятку?

4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем самостоятельно.

- Какие  знания о наречии подтверждает это упражнение? (Что наречия не изменяются, подчёркиваются  -.-.-.-.-.-.-.-)

Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии, пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод, а затем появляется слайд)

(На слайде) Наречиями называются неизменяемые слова, которые поясняют чаще всего глаголы и прилагательные. Наречия отвечают на вопросы  как?,  каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д.

- С какими трудностями встретились?

- Где в жизни можно использовать полученные знания?

-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)

- На следующих уроках мы продолжить изучать наречие и узнаем еще много интересного.

- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела предложить вам сочинить синквейн.

Вы помните, что слово «синквейн» французского происхождения и обозначает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам: (на слайде)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример:                          Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

Поясняет, уточняет, раскрывает.

Наречие обогащает нашу речь.

Уточнение.

-Предложите варианты домашнего задания с целью закрепления полученных знаний. (Составить рассказ на тему «Зима» или «Зимние забавы» с использованием наречий; или составить поздравление к новому году другу или родственникам)

- С каким настроением вы покидаете урок, «просигнальте», пожалуйста?

Кластер заполняется в течение урока, последовательно исходя из заданий и выводов, сделанных учащимися

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 7 класса
Автор:
учитель русского языка , МАОУ СОШ №67
Дата публикации: 04.06.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Артёменко Л. И. Наречие // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/7-klass/file/28938-narechie (дата обращения: 29.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию