Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Подготовка к выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку

Подготовка к выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку
Формулировка задания 6: Замените разговорное слово «приметить» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Несколько дней назад юные защитники природы приметили в лесу дуб, на котором внизу узкой, почти незаметной полоской была снята кора.
Ответ: заметить
Повторение теории
Обычно в задании 6 требуется заменить слово или фразеологизм синонимом. Вспомним, что обозначают эти понятия.
Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению, но отличающиеся оттенком значения или стилистической окраской, например: смекнуть (прост.) – сообразить (нейтр.).
Иногда в данном задании предлагается заменить синонимичным словом (словосочетанием) фразеологизм.
Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, которые воспроизводятся в речи как нечто целое: зарубить на носу, бить баклуши.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно прочитайте задание и определите лексическое значение заданного слова.
2.Посмотрите, какая у этого слова стилистическая окраска (об этом сказано в задании).
3.Подберите как можно больше синонимов к заданному слову, составьте синонимический ряд.
4.Определите, какой из синонимов употребляется в любой остановке, не имеет оттенка книжности и разговорности. Такой синоним и будет стилистически нейтральным.
Тренировочные упражнения
1.Замените книжное слово «бытие» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Он, казалось, радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (Б.Ямпольский)
Ответ:_____________________________
2.Замените стилистически окрашенный фразеологизм «скользнуть взглядом» в предложении стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.
Мальчик с какой-то безнадёжной, недетской тоской скользнул взглядом по моей амуниции.
Ответ:_____________________________
3. Замените разговорное слово «навалом» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Составьте себе список книг, которые обязательно надо прочесть, и после этого откажитесь от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде навалом.
Ответ:_____________________________
4. Замените просторечное слово «гаркнуть» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Два суворовских перехода! – гаркнул солдат. (С.Алексеев)
Ответ:_____________________________
5. Замените разговорное слово «трезвонить» в предложении стилистически нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это словосочетанием.
- Почему ты трезвонишь? – тихо, но с укором произнёс отец. (Ю.Яковлев)
Ответ:_____________________________
6. Замените книжное слово «неведомый» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же! (А.Приставкин)
Ответ:_____________________________
7. Замените разговорное слово «улюлюкать» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда, гонимая голодом, она показывалась на улице, ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (Л.Андреев)
Ответ:_____________________________
8. Замените разговорное слово «шлёпать» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят – по грязи, по лужам. (Е.Носов)
Ответ:_____________________________
9. Замените просторечное слово «малец» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Малец крепко прижимал к себе щенка.
Ответ:_____________________________
10. Замените устаревшее разговорное слово «толика» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Корочка хлеба обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (Ю.Яковлев)
Ответ:_____________________________

Раздел: Конспекты уроков по русскому языку для 9 класса
Автор:
учитель русского языка и литературы МБОУ Рубежанской школы
Дата публикации: 08.10.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Смольникова И. С. Подготовка к выполнению задания 6 ОГЭ по русскому языку // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/russ/9-klass/file/32094-podgotovka-k-vypolneniyu-zadaniya-6-oge-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 19.03.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию