Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития воспитательного потенциала семьи. Автор выдвигает комплекс педагогических условий, способствующих эффективной реализации данного процесса и обосновывает важность реализации этого комплекса в процессе взаимодействия школы и семьи.

Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи, педагогические условия развития воспитательного потенциал семьи, педагогическая компетентность, ценностное отношение к семье, социокультурная деятельность.

Резкие изменения социального фона привели к кризису современной российской семьи, который, в частности, выражается в резком снижении её воспитательных возможностей.

Одним из самых эффективных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, многими учёными-практиками признано взаимодействие школы и семьи. По мнению ряда исследователей (Т.П. Деусова, О.Д. Кавашкина и др.), именно взаимодействие педагогов и родителей позволит вскрыть и реализовать воспитательные возможности семьи, координировать методику семейного воспитания, добиваясь единства, непрерывности и целенаправленности педагогического воздействия в школе и семье [2, с. 22].

Под педагогическими условиями развития воспитательного потенциал семьи следует понимать создание такого пространства (среды), в котором была бы представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т.д.), обеспечивающая возможность перехода семьи на более высокий уровень развития воспитательного потенциала.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что концептуальные основы развития воспитательного потенциала семьи успешно реализуются с учётом комплекса следующих педагогических условий:

1)   формирование педагогической компетентности родителей;

2)   формирование у детей ценностного отношения к семье;

3)   организация совместной социокультурной деятельности детей и родителей.

Первым педагогическим условием, обеспечивающим эффективности развития воспитательного потенциала семьи, является формирование педагогической компетентности родителей.

Понятие «педагогическая компетентность родителей» мало изучено. В рамках научных исследований сформировалось представление о профессионально-педагогической компетентности. При этом в настоящее время нет единого подхода к определению компонентов педагогической компетентности. Анализ литературы показывает, что таковыми являются: педагогическая грамотность, педагогические умения, профессионально значимые личностные качества, готовность к осуществлению педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с детьми. При этом основным критерием педагогической компетентности является направленность на ребёнка как ведущую ценность и потребность в самопознании, поиске способов совершенствования.

В последнее время понятие педагогическая компетентность все более часто используется не только в отношении педагогов, но и родителей.

Это связано с тем, что сегодняшнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая подготовка в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов, прежде не имевших места.

Таким образом, понятие «родительская компетентность» в педагогике является достаточно новым. Интерес отечественной науки к изучению феномена «родительство» возник лишь в последнее десятилетие. На данный момент пока не выработано чёткого определения данного понятия, хотя такие попытки существуют и нашли отражение в ряде исследований (Т.А. Гурко, И.С. Кон, Г.С. Абрамова, Р.В. Овчарова, А.А. Варга и др.) [4; 8; 1; 9; 3].

Рассматривая родительство на развитой стадии, Р.В. Овчарова отмечает, что оно включает в себя: родительские ценности; установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания [9, с. 10].

Подчёркивая необходимость повышения у современного поколения родителей психолого-педагогической компетентности, А.Э. Фомичева, выделяет три основные доминанты этого понятия: смысловая возникает с рождением ребёнка и даёт возможность родителям увидеть в своей жизни новый смысл; духовная проявляется в осознании принятия ценности детства; этологическая указывает на необходимость такого родительского поведения, которое является примером для детей.

Так как компетентность определяется через такое понятие, как «готовность», она имеет соответствующую данному понятию структуру. Большинство авторов в качестве компонентов готовности к деятельности принимают структуру разработанную М.И. Дьяченко, который выделяет следующие компоненты: 1) мотивационный, 2) ориентационный, 3) операционный, 4) волевой, 5) оценочный [5, c. 37].

Важно учесть, что современная школа в плане повышения родительской компетентности призвана сделать семью своим союзником в учебно-воспитательном процессе. Содружество с родителями учащихся предполагает выделение их в качестве субъектов образовательного процесса. Именно поэтому школе как учреждению, осуществляющему всеобщее обязательное обучение, в плане формирования педагогической компетентности принадлежит особо важное место.

Большой популярностью среди современных родителей пользуются Интернет-технологии, формирующие новые потребности, открывающие новые возможности всем субъектам взаимодействия. Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это может активно использоваться в работе с современными родителями, которые заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий.

По мнению родителей, использование Интернет-технологий позволяет: оперативно получать информацию о том, что происходит и будет происходить в школе, полезные материалы по воспитанию, обучению, развитию ребёнка;

‒ оперативно получать консультации разных специалистов, в том числе психологов;

‒ повысить родительскую грамотность;

‒ в дистанционном режиме общаться с другими родителями, специалистами школы, обсуждать вопросы, проектировать мероприятия, предлагать варианты решения проблем;

‒ участвовать в сетевой жизни своего ребёнка, в детско-родительских проектах.

Таким образом, возможности Интернет-технологий, их развивающий потенциал во многом могут способствовать развитию родительской компетентности, выстраиванию работы с родителями на качественно новом уровне.

Переходя к характеристике следующего педагогического условия, следует обратить внимание на проблему трансформации семейного образа жизни, снижение и размывание ценностных ориентаций молодёжи в отношении семьи и брака. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и др.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной работы по подготовке молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству.

В связи с этим формирование ценностного отношения к семье у детей является одним из основных педагогических условий развития воспитательного потенциала семьи.

Ценностное отношение к семье в современной философской литературе рассматривается и как социальное явление, и как субъективное свойство личности, проявляющееся в активном усвоении заданных образцов поведения, реализуемых в разных видах деятельности [12, c. 12 – 16, 279].

Анализ литературы по данной проблеме показал, что многие исследователи едины во мнении о том, что современные дети обладают рядом характеристик, среди которых: значительное опережение в своём развитии предшествующие поколения; гиперактивность; потребность к восприятию информации; повышенная утомляемость; эмоциональность; настойчивость и требовательность. Современные дети очень образованны. Они знают больше своих родителей. Они легко и быстро могут найти любую информацию в любое время, легко воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Современные дети более талантливы.

В связи с этим, необходимость учёта особенностей воспитания детей XXI века обязывает не преподносить им готовые знания, а готовить к обретению социальных навыков. Для этого, прежде всего, необходимо строить работу с детьми по формированию ценностного отношения к семье на основе принципа субъектности, который позволяет поддерживать и развивать активность и индивидуальность каждого ребёнка.

Следовательно, наибольшей эффективности можно достичь, применяя, прежде всего, интерактивные формы работы, такие как: дискуссии, свободные дебаты, ток-шоу и др. Включение в работу практикумов, тренинговых занятий, ролевых игр, обсуждение конкретных ситуаций позволит детям приобрести новые умения, развить навыки преодоления критических жизненных ситуаций, преодолеть психологические проблемы, наладить отношения с близкими. Широкое распространение в современной практике получили Интернет-технологии, которые пользуются популярностью среди детей и молодёжи, что позволяет активно использовать их при реализации данного педагогического условия. Применение разнообразных форм работы и их умелое сочетание помогут достичь качественных позитивных изменений.

Приступая к характеристике третьего педагогического условия – организации совместной социокультурной деятельности детей и родителей, – следует заметить, что данная деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации среды, окружающей его. Кроме того, совместная деятельность является лучшим способом узнать и понять друг друга, приобрести навыки эффективного общения и поведения родителей с детьми, объединения детей и родителей.

Понятие «социокультурная деятельность» имеет официальный статус. В.Г. Иванов определил социокультурную деятельность «как трансляцию (передачу) культурных ценностей». Субъектами социокультурной деятельности являются государственные, государственно-общественные и общественные институты, учреждения культуры и образования, отдельные социальные общности и личности.

Важнейшей системой, реализующей трансляцию культурных ценностей вместе с учреждениями культуры и средствами массовой информации, является школа [6, c. 122]. Кроме того, школа – единственный социальный институт, через который проходят практически все дети, что даёт возможность педагогам не только организовать социокультурную деятельность, но и расширить поля позитивного общения в семье, реализовать планы по организации совместных дел родителей и детей.

Под «социокультурной деятельностью» Э.В. Соколов предлагает понимать деятельность, обусловленную в значительной мере нравственно - интеллектуальными побуждениями, совершаемую добровольно, имеющую общественное и культурное значение, т.е. производящую изменения в социокультурной системе.

Применительно к нашему исследованию социокультурная деятельность есть совместная деятельность педагогов, родителей и детей, основанная на добровольном участии, совместном целеполагании, создающая условия для эмоционального переживания и возможность личностного роста и достижения гармоничных взаимоотношений. Считаем, что при организации социокультурной деятельности необходимо включать различные её виды, такие как: познавательные, культурнодосуговые, спортивно-оздоровительные, бытовые и т.п.

Организация совместной деятельности педагогов, родителей и детей предполагает выстраивание взаимоотношений на основе сотрудничества и партнёрства, что придаёт инновационность даже ставшим традиционными формам работы.

Здесь важно отметить, что совместную социокультурную деятельность детей и родителей следует рассматривать как гарант создания неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности семьи, сплочения семьи, осуществления эффективной связи школы и семьи в воспитании.

Подробно представив комплекс педагогических условий, следует заметить, что эффективность их реализации была подтверждена в ходе опытно - экспериментальной работы, проводимой в условиях общеобразовательной школы. Результатом введения комплекса педагогических условий стали позитивные изменения всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Из чего следует вывод, что именно комплекс педагогических условий может оказать существенное влияние на повышение уровня развития воспитательного потенциала семьи.

Таким образом, рассмотрев взаимодействие школы и семьи как один из основных факторов развития воспитательного потенциала семьи, мы выявили и теоретически обосновали педагогические условия, реализация которых обеспечит эффективность развития воспитательного потенциала семьи. Стоит отметить, что данные педагогические условия являются необходимыми и достаточными, т.е. равносильными или эквивалентными, и только в комплексе обеспечивают достижение цели – переход семьи на более высокий уровень развития воспитательного потенциала.

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М. : ИЦ

Академия, 1998. – 576 с.

2. Деусова, Т.П. Методика исследования семейного воспитания младших

школьников [Текст] / Т.П. Деусова, О.Д. Кавашкина // Сборник научных трудов. Об исследовании проблемы взаимодействия социальных институтов

во внешкольном воспитании учащихся. – М. : Изд-во АПН, СССР, 1983. –

С. 28 – 30.

3. Варга, А.А. Структура и типы родительских отношений [Текст] : автореф.

дис. … канд. психол. наук / А.А. Варга. – М. : МГУ, 1986. – 36 с.

4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства [Текст] /

Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2000. – № 11. – С. 90 – 97.

1999. – № 6. – С. 12 – 16.

Раздел: Профессиональные модули СПО
Автор:
ГАПОУ "НТПК №1"
Соавтор:
Дата публикации: 26.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Трофимова М. М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/spo/professionalnye-moduli/file/116538-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-vospitatelnogo-potentsiala-semi (дата обращения: 30.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию