конспект урока Экологические проблемы родного края
Растительный мир нашего города
Слайд № 1
Здравствуйте! Конечно, вам известно, что 2013 год президентом России объявлен годом охраны окружающей среды?
Школа экологических знаний, открытая при Центральной библиотеке г.Черепаново, приглашает вас, любознательных читателей, познать мир природы и экологии с помощью книг, журналов, библиографических указателей, Интернет-сайтов.
Слайд № 2
Мы с вами живём на планете Земля, колыбелью жизни на которой называют воду и – обыкновенные, всем знакомые и привычные растения.
Слайд № 3
Растения – деревья, травы и цветы - существа знакомые, но – удивительные! Они всегда рядом с нами. Но - что мы знаем о них?
№ 4
Растения даруют нам жизнь, жизнь из света и воздуха!
Первая – космическая! – роль растений - потребление света звезды по имени Солнце. Путь солнечного света до Земли - 150 млн. км! Вторая роль растений заключается в том, что они умеют регулировать чистоту атмосферы, вырабатывают кислород уже 2,5 млрд. лет!
№ 5
Поэты с восхищением говорят нам о мире растений:
***
Зелёный лист порой мудрее книжных,
И в сочетанье тайн его подвижных
Рассказано о том, как нам близка
Жизнь дерева, травинки и цветка… (О. Кондратьева)
№ 6
Библиотечная Экошкола советует вам открыть невероятные цифры и факты о мире растений – в книгах, адресованным детям. Никогда не поздно заглянуть на страницы Занимательной ботанической энциклопедии или энциклопедии о растениях в серии «Я познаю мир».
№ 7
Библиотечная Экошкола приглашает вас узнать о «жизни дерева, травинки иль цветка» с помощью такого серьёзного многотомного издания как «Жизнь растений». Множество тайн из жизни растений вы узнаете благодаря книге В. И. Артамонова «Занимательная физиология растений», о растительной экологии поведают вам книги Т. К. Горышиной «Экология растений» и «Растения в городе».
Конечно, вам известно, что среди множества классификаций растений есть и разделение растений на дикорастущие и культурные.
№ 8
Что же такое – культурные растения? Если открыть Большую Российскую энциклопедию на странице 319, мы узнаем, что «Культурные растения – растения, специально разводимые (культивируемые) человеком для использования в хозяйственной деятельности.
Благодаря культурным растениям человек получает пищу, одежду, качественную среду обитания, основу всех отраслей земледелия, интенсивного животноводства, сырьевую базу для многих отраслей промышленности».
№ 9
Сегодня на Земле используется более 3 000 видов культурных растений. Наибольшим числом видов представлены декоративные культурные растения. Среди них – парковые деревья и кустарники, цветочные культуры, декоративно-лиственные культуры, газонные культуры, др.
№ 10
Главное предназначение декоративных культурных растений – украшение жизни человека, среды его обитания.
№ 11
Наша встреча декоративным растениям и посвящается. Поговорим о зелёном украшении города?
№ 12
Украшение местности зелёными насаждениями – удивительное искусство, когда красота живой зелени – деревьев и кустарников, цветов и трав – сочетается в изысканные композиции парков, садов и скверов.
№ 13
Оказывается, зелёные насаждения бывают:
- общего пользования: парки, сады, скверы, бульвары;
- ограниченного пользования: внутри жилых кварталов,
на территории школ, ДОУ, больниц, других учреждений;
- специального назначения: ботанические сады, зоопарки, питомники, санитарно-защитные насаждения, др.
№ 14
Сады, парки, скверы - драгоценный зелёный фонд любого города, любого населённого пункта. Они играют огромную роль в экологическом благополучии окружающей среды, в здоровье каждого из нас.
№ 15
В Центральной библиотеке есть книги, посвящённые ландшафтной архитектуре, озеленению населённых мест, проектированию садов и парков.
№ 16
Книги нам подсказывают:
ПАРК – сочетание зелёных насаждений с дорогами, аллеями и водоёмами, архитектурой малых форм, предназначенное для украшения местности, где отдыхают люди.
№ 17
ПАРК включает в себя зону массового посещения (открытые эстрады, спортивные и детские площадки и т. д.); зону тихого отдыха (лесные массивы, партеры, поляны, прогулочные дороги, водные участки и т. д.).
Зеленые насаждения в парке составляют - 70-75%; Открытые площади - 5-10%; Аллеи и дорожки - 10-15%; Сооружения - до 10%.
№ 18
СКВЕР предназначен для кратковременного отдыха пешеходов
и декоративного оформления площадей и улиц. Основные элементы озеленения сквера – одиночные и групповые посадки красивых деревьев и кустарников, цветники и газоны; водные бассейны с фонтанами, скульптуры малых форм.
№ 19
БУЛЬВАР – аллея или полоса зелёных насаждений вдоль улицы (обычно посреди) или вдоль берега реки, моря, предназначенная для прогулок.
№ 20
Приоритетные направления в сфере озеленения любого города – сохранение и увеличение его зелёных насаждений. По общемировым стандартам доля зелёного фонда города должна составлять 40-45 % его территории.
№ 21
Поговорим о зелёном украшении г. Новосибирска? Что мы знаем о его зелёных насаждениях?
№ 22
Зелёный фонд г. Новосибирска в 2009 г. – 19,3 тыс. га (около 40 % городской территории). В этом числе: Леса, сохранившиеся на территории города, - 53 %. Парки, скверы, бульвары, сады, питомники и т. д. - 47 %.
Благодаря нашей презентации совершим мини-экскурсию по зелёному Новосибирску?
№ 23
г. Новосибирск, площадь Ленина.
№ 24
г. Новосибирск, ул. Сибиряков-гвардейцев.
№ 25
г. Новосибирск, площадь К. Маркса.
№ 26
Ежегодно в Новосибирске высаживается более 27 тыс. деревьев и кустарников. Появляются новые скверы, реконструируются парки.
№ 27
В зелёном фонде Новосибирска сегодня не менее 15 парков, более 10 скверов, множество бульваров, других зелёных насаждений. Прогуляемся?
№ 28
В каком из парков г. Новосибирска вы уже бывали?
ПАРКИ г. Новосибирска:
- Берёзовая роща;
- Бугринская роща;
- Вираж;
- Городское начало;
- Дендропарк;
- Им. Ф. Э. Джержинского;
- Заельцовский;
- Зоопарк;
- Им. С. М. Кирова;
- Кольцово;
- Набережная;
- Первомайский;
- Сосновый бор;
- У моря Обского;
- Центральный; другие.
№ 29
Заглянем в Центральный парк г. Новосибирска?
№ 30
Так выглядит карта Центрального парка г. Новосибирска.
№ 31
А это Парк «Берёзовая роща».
№ 32
Парк «Сосновый бор».
№ 33
Посмотрим на карту Заельцовского парка?
№ 34
Заельцовский парк.
№ 35
А какие новосибирские скверы вы знаете?
СКВЕРЫ г. Новосибирска:
- Сквер военной славы;
- Сквер Героев революции;
- Материнский сквер;
- Первомайский сквер;
- Павловский сквер;
- Нарымский сквер;
- Сквер у Театра оперы и балета;
- Эдемский сад; другие.
№ 36
Нарымский сквер и Сквер военной славы.
№ 37
А это – красота Первомайского сквера.
№ 38
А вы знакомы с «зелёными жемчужинами» Новосибирска? Это зоопарк, Ботанический сад, улицы Академгородка.
№ 39
Новосибирский зоопарк с высоты птичьего полёта.
№ 40
Вы помните, что зоопарк основан в 1947 году?
№ 41 – 43
Зоопарк - настоящее зелёное украшение города!
№ 44
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН – центр
ботанических и экологических исследований в Сибири.
№ 45
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН организован в 1946 году.
№ 46
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН осенью.
№ 47
Центральный сибирский ботанический сад СО РАН зимой.
№ 48
Более 14 тысяч видов растений ботсада распределены в уникальные богатейшие экспозиции.
№ 49
Новосибирский Академгородок неповторим своими зелёными массивами. Вы видите - Академгородок, Морской проспект.
№ 50
Академгородок, Торговый центр.
№ 51
Академгородок, общежитие НГУ.
№ 52
Академгородок, Морской проспект.
№ 53
А теперь пришла пора поговорить о зелёном украшении нашего родного г. Черепаново.
№ 54
И - совершить экскурсию по знакомым паркам и скверам. Согласитесь, неспроста на гербе города изображены тополиные листочки.
№ 55
Драгоценный ЗЕЛЁНЫЙ ФОНД г. Черепаново:
ПАРКИ
- Мельничный парк (открыт в 1930-е гг.);
- Городской парк (открыт в 1950-е гг.);
- Парк городского стадиона (открыт в 1970-е гг.);
- Парк ЧЭС (открыт в 1990-е гг.)
СКВЕРЫ
- Сквер Мемориального комплекса, посвящённого землякам-участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.;
- Сквер железнодорожного вокзала;
- Сквер РДК; др.
АЛЛЕИ
- Аллея ветеранов;
- Аллея Памяти (открыта в мае 2005 г.), др.
№ 56
В феврале 2013 года Центральной библиотеки г. Черепаново начала работу над проектом «ЗЕЛЁНЫЙ ОБЛИК НАШЕГО ГОРОДА».
№ 57
Задачи нашего проекта:
- Распространить эколого-краеведческие знания о растениях города;
- Собрать о зелёных насаждениях самые разные материалы;
- Пополнить фонды библиотеки новыми эколого-краеведческими сведениями о зелёном фонде г. Черепаново.
№ 58
Интернет подарил вид Черепаново и его зелёных насаждений.
№ 59
Зелёные насаждения г. Черепаново – Мельничный парк и парк городского стадиона.
№ 60
Зелёные насаждения г. Черепаново – Городской парк.
№ 61
Существует Программа «Благоустройство города Черепаново Черепановского района Новосибирской области на 2011 - 2013 гг.». Хотите с ней познакомиться?
Цель Программы:
- создание благоприятного общественного климата и условий для более комфортного проживания жителей;
- осуществление мероприятий по поддержанию благоустройства, архитектурно-художественного оформления территории города;
- осуществление мероприятий по поддержанию санитарного состояния на территории города.
№ 62
Исполнители Программы:
Администрация г. Черепаново;
- предприятия, учреждения, организации (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности);
- предприниматели;
- жители поселения, то есть мы с вами.
№ 63
Мероприятия Программы:
- Плановое озеленение города: обустройство газонов, цветочных клумб, посадка деревьев, кустарников, живых изгородей, вертикального озеленения и других объектов озеленения на улицах города;
- Реконструкция зелёных насаждений;
- Обрезка и снос деревьев по заявкам граждан.
№ 64 – 67
Узнаёте Черепановский городской парк?
№ 68
А это – фотопортрет аллеи черепановских тополей 8 сентября – 25 сентября – 5 октября.
№ 69 – 73
Заглянем в Сквер железнодорожного вокзала г. Черепаново.
№ 74
Ещё одна тема – нашей с вами встречи – это? Зелёные насаждения на территории школы.
№ 75
Что вы знаете о растениях на территории собственной школы? Общая площадь озеленения на территории школы должна занимать не менее 40 - 45% всей территории.
№ 76
Строгие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ( СанПиН 2.4.1.1249-03) говорят, что
Комплекс зеленых насаждений на территории школьного участка включает в себя:
- учебно-опытный плодово-ягодный сад и огород;
- декоративные и защитные древесно-кустарниковые насаждения;
- цветники;
- газоны;
- живые изгороди.
№ 77
Ассортимент растений должен быть по возможности разнообразный, чтобы учащиеся могли знакомиться с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений.
Деревья и кустарники следует располагать на таком расстоянии от здания школы, чтобы они не затеняли окон (деревья на расстоянии 5-10 м, кустарники - 1,5-6 м в зависимости от высоты растений).
Для изоляции пришкольного участка на его границе необходимо создать плотные двух-, трехрядные полосы из деревьев и кустарников.
О зелёных насаждениях мы поговорили, узнали, какими они бывают.
№ 78
Экошкола предлагает познакомиться поближе с главными представителями черепановских парков и скверов – декоративными деревьями и кустарниками.
***
Я знаю, что деревьям, а не нам,
Дано величье совершенной жизни… (Николай Гумилёв)
№ 79
Какое разнообразие архитектуры у деревьев!
№ 80
Вам нравится наблюдать за тем, как дерево растёт? Из невесомого семечка вырастают великаны многометровой высоты!..
№ 81
Нам есть за что поблагодарить городские деревья?
- Деревья очищают от углекислого газа приземный слой воздуха толщиной целых 45 м.
- Деревья спасают наши лёгкие, поглощая 40 % пыли, 50-60 % токсичных газов.
№ 82
- Деревья способны насыщать воздух не только кислородом, но и другими полезными для здоровья человека веществами.
- В парках воздух содержит в 200 раз меньше болезнетворных микроорганизмов, чем на улицах города.
№ 83
- Зелёные насаждения смягчают летнюю жару и сухость, защищают от палящего солнца и сильных ветров.
- Летом температура воздуха в скверах в среднем ниже на 1,5–3 градуса С, относительная влажность на 2–8 % выше, чем на открытых городских площадях.
- В городских парках эта разница доходит до 6,5-10 градусов С и 10-13 %. «Неживая» тень высоких зданий на такое добро не способна.
№ 84
Деревья защищают нас от шума. При правильном размещении и подборе соответствующих пород деревьев их крона поглощает до 1/3 звукового загрязнения.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Карташова Е. Б. Экологические проблемы родного края // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/11-klass/file/70231-ekologicheskie-problemy-rodnogo-kraya (дата обращения: 22.12.2024)- Открытый урок по Биологии
- Анализ текста
- Эволюция человека
- Онтогенез. Закономерности индивидуального развития
- Поиск информации
- Контрольно-измерительный материал по теме
- Гипотезы происхождения человека
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4918 пользователей.
Отзывы