Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Новые требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

Новые требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденные приказом Министерства Просвещения от 27.07.2022 г. №629

СЛ.2 Приказом Министерства просвещения и воспитания Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 утвержден новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, устанавливающий обязательные требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 г., а также отменяет действия предыдущих приказов №196 и 470.

Министерство не изменило основное содержание и суть документа. Скорректированы некоторые формулировки и изменены на более обобщенные. Например, теперь при разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ не «используются», а «могут использоваться» различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение.

Бо́льших изменений в Порядке претерпели пункты, регламентирующие организацию образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью. Обо всем по порядку.

 

Направления образовательной деятельности (сравнение)

СЛ.3 Пункт 5, отражающий общие направления деятельности в сфере дополнительного образования изложен в новой редакции (жирным курсивом выделены формулировки, оставшиеся без изменений). Этот пункт Порядка необходимо использовать при определении целей и задач ваших дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Исчезли формулировки:

«Обеспечение … военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся»;

«Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся»;

«Создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки»;

«Социализацию…»;

«Формирование общей культуры обучающихся».

Появилось направление: «…на организацию свободного времени обучающихся».

 

Спорт и искусство

СЛ.4 В новом Порядке закрепили, что особенности организации и ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливает Минспорт по согласованию с Минпросвещения. При этом указывается ссылка на часть 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

В данном случае, спортивная подготовка - учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях (ч.9 ст.84 №273-ФЗ).

Программы спортивной подготовки интегрируются с предпрофессиональными и профессиональными программами.

СЛ.5 Особенности организации и осуществления образовательной деятельности, методической деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств устанавливаются Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.

В данном пункте Министерство также ссылается на №273 – ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 21 статьи 83 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации") Министерством культуры РФ подписан приказ от 2 июня 2021 г. №754 “Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности образовательными организациями дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел".

В этом документе Минкультуры обозначены особенности реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, но в детских школах искусств.

СЛ.6. Дополнительные общеразвивающие программы в области искусств должны быть ориентированы на:

  • развитие творческих способностей детей и молодежи, формирование устойчивого интереса к деятельности в области искусств;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в приобретении знаний, умений, навыков в области искусств;
  • реализацию личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное развитие ребенка, воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
  • вариативность образования для обучающихся различных возрастных категорий и обеспечение свободного выбора образовательной программы в области того или иного вида искусств;
  • обеспечение возможности продолжения обучения по дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств при наличии достаточного уровня развития творческих способностей и физических (при необходимости) данных.

Данные положения Порядка можно также использовать при формулировании целей и задач образовательной программы педагога.

В Порядке Минкультуры также отмечено: «Объем максимальной аудиторной учебной нагрузки по всем учебным предметам учебного плана дополнительной общеразвивающей программы в области искусств не должен превышать 10 часов в неделю».

СЛ.7 Общие требования к организации образовательного процесса остались без изменений, а именно: направленности программ, формы организации деятельности (групповая, индивидуальная, всем составом объединения), регламент составления расписания учебных занятий, определение количества обучающихся и др.

СЛ.8 Новый Порядок утверждает возможность осуществлять образовательную деятельность по программам других образовательных организаций на договорной основе. К ним относятся: ДОУ, ОУ, ПОО, ООВО, ОДПО, а также организации, у которых образовательная деятельность – дополнительный вид деятельности.

 

 

Обучение детей с ОВЗ

СЛ.9 Большая часть изменений коснулась норм об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Определена необходимость осуществления образования лиц с ОВЗ по адаптированным программам. Обозначены задачи образовательной деятельности по адаптированным программам. Эти формулировки необходимо использовать при проектировании АДООП.

СЛ.10 Содержание адаптированной программы должно быть составлено в соответствии с программой реабилитации инвалида, в которой отмечаются индивидуальные особенности ребенка, его поведения, коммуникации, адаптации, социализации и др.

СЛ.11 Расширили перечень мер, которые надо выполнить, чтобы создать доступную среду для разных нозологических групп учащихся с ОВЗ (доступ в учреждение, спец. средства обучения, специалисты)

СЛ.12 Правила доступности образовательной организации дублируют нормы специального законодательства о доступной среде: ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

СЛ.13 При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Таким образом, в организации, реализующей АДООП, необходимо наличие соответствующих специалистов в области коррекционной педагогики.

СЛ.14 Установлено, что образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для детей с ОВЗ должна учитывать особые образовательные потребности различных нозологических групп, указанные в п.21 Порядка. А именно:

БЫЛО и ОБНОВЛЕНО:

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

ДОПОЛНЕНО:

г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС);

е) для обучающихся с задержкой психического развития;

ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

СЛ.15 Удалили норму о том, что численность детей с ОВЗ в учебной группе должна быть до 15 человек. Просто указали, что численный состав объединения можно уменьшить, если включаете в него учащихся с ОВЗ.

Таким образом, вступление в силу с 1 марта новых требований к организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам требует обновления ДООП и АДООП не только в части нормативной базы, но и в организации режима занятий, определения численности групп, форм организации деятельности и содержания.

Раздел: Материалы на образовательную тематику
Автор:
МБОУДО ЦДОД, методист
Дата публикации: 20.03.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Дуболазова Н. В. Новые требования к образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/112184-novye-trebovaniya-k-obrazovatelnoj-deyatelnosti-po-dopolnitelnym-obshcheobrazovatelnym-programmam (дата обращения: 25.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию