конспект урока Как развивать функциональную грамотность
СТАТЬИ
23 июн. 2020 г.
В четверг 18 июня прошел третий круглый стол на тему «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике. Взгляд с позиции учителя», в котором приняли участие эксперты Института стратегии развития образования РАО, НИУ ВШЭ, а также педагоги и методисты из самых разных регионов страны. Они рассказали о практиках, которые используют в учебном процессе, поделились реальными кейсами с коллегами.
Формирование функциональной грамотности не равно диагностике
Первой выступила заместитель директора КГКСУ "Центр оценки качества образования" Любовь Рябинина из Красноярска. Она отметила, что обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. При этом учителя, стараясь привить функциональную грамотность школьникам, используют задания для ее оценки — и это большая проблема. И сегодня как никогда важно «развести» в понимании учителей диагностику и формирование функциональной грамотности.
Глобальные компетенции
Следующий спикер, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности.
Коваль объяснила, что человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН). Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять.
При этом главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать действия и их последствия. Для того, чтобы сформировать такие умения, лучше обсуждать с детьми разные ситуации, дифференцируя их по возрасту: например, в 5 классе можно поговорить о том, почему нельзя выбросить котенка на улицу, а в 9 уже затронуть тему гендерного неравенства. Сейчас у детей при обсуждении таких тем есть проблемы со связностью и законченностью рассуждений, аргументами, примерами.
О своем практическом опыте в развитии глобальных компетенций рассказала учитель истории и обществознания АНО «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ» Надежда Касько. Она отметила, что развитию таких компетенций способствуют межпредметные уроки и мероприятия: где, например, обществознание и история сочетаются с английским языком. В школе они проводят, например, дискуссионные клубы старшеклассников на английском языке, где каждое выступление предварительно тезисно прорабатывается на уроках обществознания, а аргументы берутся из издания «Financial Times».
Критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация
Старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО РАО Светлана Яковлева рассказала про еще один элемент функциональной грамотности — креативное мышление. Это важный инструмент, который позволит ребенку состояться в жизни. Под креативным мышлением понимают дивергентное мышление. то есть беглость, гибкость, оригинальность и нестандартность идей, их разработанность и дальнейшая проработка. Проверить степень креативности мышления у школьников можно через визуальное самовыражение, письменное самовыражение, попытки решения научных и социальных проблем. Этими же способами можно его развивать.
Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская рассказала о том, что такое компетенции 4К и как их развивать в рамках школьных уроков. В 4К входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация — и всё это важнейшие навыки, необходимые для формирования функциональной грамотности.
Для того, чтобы во время урока у детей формировались эти компетенции, нужны нестандартные задания: например, можно поручить им определить подлинность древней карты, «заселить» лес на Марсе животными, которые могут жить без вмешательства человека, сделать обложку для книги из определенного набора геометрических фигур. Или устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, и затем измерить площадь тех сооружений, которые дети придумали. Одним словом, задания по функциональной грамотности должны быть связаны с интересными ситуациями и одновременно решать учебные задачи.
Учительские опыты и эксперименты
Своим практическим опытом поделились учителя из разных уголков страны. Функциональную грамотность школьников можно интересно развивать на уроках русского языка и литературы. О своем опыте рассказала методист по словесности из Хорошколы и сертифицированный преподаватель Дипломной Программы Международного Бакалавриата Инна Торботряс.
— Ключевое, чему должны учить на гуманитарных предметах — понимание чужого текста и создание своего текста. Это не только учебные тексты, но и тексты, которые связаны с жизнью ученика (из медиа). В потоках информации важно различать фейк или правду — и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем.
Тему «подхватила» учитель начальных классов ВКК МБОУ СОШ №88 с УИОП из Воронежа Татьяна Матвеева. Она поделилась собственной уникальной методикой развития функциональной грамотности чтения, которая была разработана исходя из задач ВПР, но переросла в настоящую масштабную обучающую концепцию.
— Я изучила отчеты об итогах ВПР в 4 классе за несколько лет, анализы PISA и диагностические работы. Оказалось, что самыми сложными оказались задания, где ученик должен сформулировать собственный жизненный опыт письменным высказыванием. Даже отличники «заваливались» именно на этих заданиях. И я пришла к выводу, что нужно давать детям те знания, которые пригодятся им в жизни. Я создала «Клуб юных писателей». На занятиях мы стали заниматься деловым письмом: объявления, приглашения, письма, поздравления, заявления, объяснения, вежливый отказ, благодарности… Сначала зачитывала неудачный вид письма, мы с ребятами находили ошибки и создавали инструкцию о том, как нужно писать. Затем мы придумали организацию «Жили-были дети», где был руководитель, работал отдел маркетинга, HR… Мы писали самые разные тексты.
Такая работа дала свои результаты: дети действительно стали выполнять соответствующие задания во Всероссийских проверочных работах гораздо лучше. После выпуска четвероклассников педагог решила попробовать этот метод, чтобы формировать функциональную грамотность чтения у первоклассников. Вместе они учатся основам сторителлинга, написанию интересных текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения. Необычные у ребят даже читательские дневники: педагог разрешает вести их в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров» (короткие видео о сюжете книги — без спойлеров!), путеводителей или гайдов (например, «Топ-3 причины не заходить в чужой дом на основе сказки «Маша и три медведя», презентаций.
Информация добавлена автором. Будьте внимательны при переходе на внешний сайт.
Как развивать функциональную грамотность
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Комарова А. Г. Как развивать функциональную грамотность // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/114518-kak-razvivat-funktsionalnuyu-gramotnost (дата обращения: 21.09.2023)- Хвоя – многолетние листья хвойных
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- Консультация для родителей на тему: "Сочувствие"
- Съедобные грибы
- Растения. Животные
- Экономика организации