Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная

Урок № 64 _______________________-8 класс

Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..

Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении; сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул. Сформировать понятие о кратности ковалентной связи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)
  • изучить механизм образования ковалентной химической связи
  • научиться составлять электронные формулы молекул бинарных соединений;
  • сформировать понятие об атомной и молекулярной кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом кристаллической решетки;
  • систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной химической связи
  • продолжить формирование интереса к химии;

Развивающие:

  • создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.
  • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
  • формировать умения определять вид ковалентной связи
  • формировать умения написания электронных формул бинарных соединений;
  • развивать навыки аналитического мышления;
  • развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
  • создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
  • воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.
  • формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;

Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион, атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.

Планируемые результаты: учащиеся должны

Знать

  • важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь,
  • понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;
  • особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;

Уметь

  • пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
  • прогнозировать свойства атома на основании его строения;
  • определять тип химической связи в соединениях,
  • приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
  • характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

Оборудование: таблица «Химическая связь», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  • учебник;
  • Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н2, Cl2, N2.
  • модели кристаллической решетки атомной (графита и алмаза), молекулярно (иод)
  • таблицы «Механизмы образования ковалентной химической связи», «Молекула водорода», «Электроотрицательность»
  • Алгоритм составления схемы ковалентной связи

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие :здравствуйте ребята , мы продолжаем изучение темы строение вещества и сегодня мы рассмотрим какие же существую химические связи, каким образом они образуются, но для начала повторим то что мы с вами изучали на предыдущем уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

1 вариант:

1.По данным о распределении валентных электронов назовите элемент:

а) 2s1

б) 2s22p4

в) 3s23p6

г) 3d104s1

2.Изобразите строение атома азота

2 вариант:

По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:

а) 4s24p5

б) 2s22p6

в) 3s23p4

г) 4s24p3

2.определ какой химический элемент имеет более выраженные металлические и неметаллические свойства в парах:

Li и Cs, Na и Al, P и Cl, В и F.

Проверка домашнего задания1 с.193

Цезий, калий, литий, кальций, магний, алюминий, кремний, бор, водород, фосфор, углерод, сера, кислород, фтор

Тесты. С. 193

1-2 уменьшается

2.-1 увеличивается

3. Изучение нового материала.

 

Вспомните что же представляет собой химическая связь?

химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы

Какова же причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи?

Причина в стремлении атомов к стабильной электронной конфигурации.

-Атомы каких химических элементов практически не образуют химических связей?

Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную конфигурацию.

- Сегодня мы продолжаем изучение строение веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами должны расширить знаний о химических связях и их типах.

Рассказ учителя. В образовании химической связи участвуют только

валентные электроны. У элементов главных подгрупп это электроны внешнего энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур атомов различают несколько видов химической связи.

Различают три случая образования химической связи.

а) Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова;

б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.

2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.

3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.

Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью.

Н + Н Н : Н

s-s - связь s-p - связь p-p - связь - связь

Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной

Н + CI H : CI H CI

Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью

Связь, образованная между двумя неметаллами, называется ковалентной. Она осуществляется за счет образования общих электронных пар между двумя атомами неметаллов.

КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар (Например: H2, HCl, H2O).

По степени смещённости общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной.

Вспомним что такое электроотрицательность?

Электроотрицательность (ЭО) - это свойство атомов одного элемента притягивать к себе электроны от атомов других элементов.

Какой самый электроотрицательный химический элемент?

Самый электроотрицательный элемент – фтор F

Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют ряд электроотрицательности элементов, предложенный американским химиком Л. Полингом.

Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?

(вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.)

Таблица. Электроотрицательности (ЭО) некоторых элементов (приведены в порядке возрастания ЭО).

Составим схемы образования ковалентной связи.

Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей электронной пары нет и такая связь носит название неполярной.

КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ(КНС) - образуют атомы одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H2, O2, О3).

Механизм образования связи.

(Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов)

Число неспаренных электронов =8 – номер группы элемента

Например, у серы число неспаренных электронов равно 8 – 6 = 2.

Ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. . Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам.

Рассмотрим механизм образования молекулы хлора:Cl2 – кнс.

Электронная схема образования молекулы Cl2:

Структурная формула молекулы Cl2:.

σ

Cl – Cl , σ (p – p) - одинарная связь

Образование молекулы водорода

Атомы образуют связь, осуществляемую общей для них электронной парой, для достижения наиболее стабильной электронной конфигурации, которая может быть представлена следующим образом (электроны обозначены точками):

Электронную пару можно обозначить черточкой:

Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того, чтобы электроны каждого из них оказались в пределах взаимодействия с ядром другого атома.

Предположим, что связь образуют два неметалла с различными значениями электроотрицательности. (Учитель берет за руку ученика, имитируя образование химической связи). Неспаренные электроны одного атома соединяются с неспаренными электронами другого атома, образуется общая электронная пара, которая принадлежит каждому из атомов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с большим значением ЭО. Такая связь называется полярной.

КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ (КПС) - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности (Например: HCl, H2O).

Механизм образования связи.

Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному элементу.

Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода: НCl – кпс.

Электронная схема образования молекулы НCl:

Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.

Структурная формула молекулы НCl:

σ

Н → Cl ,

σ (s – p)

- одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома хлора (→)

Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:

электронная формула молекулы йодоводорода,

••

H •• J ••

••

структурная формула молекулы йодоводорода.

H → J

электронная формула молекулы воды,

••

H •• O ••

••

H

структурная формула молекулы воды.

Н →О

Н

По степени смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. При этом особую актуальность приобретает такое понятие как электроотрицательность.

Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой 2-х типов (демонстрирую модели кристаллических решеток алмаза, графита, иода): атомной (алмаз, графит), молекулярная (хлор, иод и др.)

4.Закрепление

Выполнение тестовых заданий

В-1 5 баллов

1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:

А) K2O, Na2S, LiCl Б) MgO, H2O, H2S В) H2SO4, CO2, Cl2

2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):

1) N а) 1

2) S б) 3

3) F в) 2

3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2S

В-2

1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:

А) F2, Fe , HCl Б) N2, HCl, P2O5 В) NaCl, CaO, K3PO4

2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):

1) Cl а) 1

2) O б) 4

3) C в) 2

3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2O

В-3-4 балла

1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества: А) H2S, NH3 ,O2 Б) K, HCl, HF, В) NaF, K2SO4 ,Ca2N3

2. Что такое ковалентная неполярная связь?

3. Напишите схему образования ковалентной связи в молекуле Н2

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 5 класса
Автор:
Учитель ГБОУ "ШКОЛА №10 Г.О.ГОРЛОВКА"
Дата публикации: 05.08.2024
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Крылова Ю. Ю. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/123414-osnovnye-vidy-khimicheskoj-svyazi-kovalentnaya-nepolyarnaya-kovalentnaya-polyarnaya (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию