конспект урока Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная
Урок № 64 _______________________-8 класс
Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении; сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул. Сформировать понятие о кратности ковалентной связи.
Задачи урока:
Образовательные:
- изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)
- изучить механизм образования ковалентной химической связи
- научиться составлять электронные формулы молекул бинарных соединений;
- сформировать понятие об атомной и молекулярной кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом кристаллической решетки;
- систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной химической связи
- продолжить формирование интереса к химии;
Развивающие:
- создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.
- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
- формировать умения определять вид ковалентной связи
- формировать умения написания электронных формул бинарных соединений;
- развивать навыки аналитического мышления;
- развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
- создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
- воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.
- формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;
Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион, атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.
Планируемые результаты: учащиеся должны
Знать
- важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь,
- понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;
- особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
Уметь
- пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
- прогнозировать свойства атома на основании его строения;
- определять тип химической связи в соединениях,
- приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
- характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
Оборудование: таблица «Химическая связь», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
- учебник;
- Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н2, Cl2, N2.
- модели кристаллической решетки атомной (графита и алмаза), молекулярно (иод)
- таблицы «Механизмы образования ковалентной химической связи», «Молекула водорода», «Электроотрицательность»
- Алгоритм составления схемы ковалентной связи
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие :здравствуйте ребята , мы продолжаем изучение темы строение вещества и сегодня мы рассмотрим какие же существую химические связи, каким образом они образуются, но для начала повторим то что мы с вами изучали на предыдущем уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
1 вариант:
1.По данным о распределении валентных электронов назовите элемент:
а) 2s1
б) 2s22p4
в) 3s23p6
г) 3d104s1
2.Изобразите строение атома азота
2 вариант:
По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:
а) 4s24p5
б) 2s22p6
в) 3s23p4
г) 4s24p3
2.определ какой химический элемент имеет более выраженные металлические и неметаллические свойства в парах:
Li и Cs, Na и Al, P и Cl, В и F.
Проверка домашнего задания1 с.193
Цезий, калий, литий, кальций, магний, алюминий, кремний, бор, водород, фосфор, углерод, сера, кислород, фтор
Тесты. С. 193
1-2 уменьшается
2.-1 увеличивается
3. Изучение нового материала.
Вспомните что же представляет собой химическая связь? химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы Какова же причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи? Причина в стремлении атомов к стабильной электронной конфигурации. -Атомы каких химических элементов практически не образуют химических связей? Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную конфигурацию. - Сегодня мы продолжаем изучение строение веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами должны расширить знаний о химических связях и их типах. Рассказ учителя. В образовании химической связи участвуют только валентные электроны. У элементов главных подгрупп это электроны внешнего энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур атомов различают несколько видов химической связи. Различают три случая образования химической связи. а) Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова; б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова. 2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно. 3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается. Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью. Н + Н Н : Н s-s - связь s-p - связь p-p - связь - связь Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной Н + CI H : CI H CI Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью Связь, образованная между двумя неметаллами, называется ковалентной. Она осуществляется за счет образования общих электронных пар между двумя атомами неметаллов. КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар (Например: H2, HCl, H2O). По степени смещённости общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. Вспомним что такое электроотрицательность? Электроотрицательность (ЭО) - это свойство атомов одного элемента притягивать к себе электроны от атомов других элементов. Какой самый электроотрицательный химический элемент? Самый электроотрицательный элемент – фтор F Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют ряд электроотрицательности элементов, предложенный американским химиком Л. Полингом. Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе? (вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.) Таблица. Электроотрицательности (ЭО) некоторых элементов (приведены в порядке возрастания ЭО). Составим схемы образования ковалентной связи. Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей электронной пары нет и такая связь носит название неполярной. КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ(КНС) - образуют атомы одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H2, O2, О3). Механизм образования связи. (Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов) Число неспаренных электронов =8 – номер группы элемента Например, у серы число неспаренных электронов равно 8 – 6 = 2. Ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. . Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам. Рассмотрим механизм образования молекулы хлора:Cl2 – кнс. Электронная схема образования молекулы Cl2: Структурная формула молекулы Cl2:. σ Cl – Cl , σ (p – p) - одинарная связь Образование молекулы водорода Атомы образуют связь, осуществляемую общей для них электронной парой, для достижения наиболее стабильной электронной конфигурации, которая может быть представлена следующим образом (электроны обозначены точками): Электронную пару можно обозначить черточкой: Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того, чтобы электроны каждого из них оказались в пределах взаимодействия с ядром другого атома. Предположим, что связь образуют два неметалла с различными значениями электроотрицательности. (Учитель берет за руку ученика, имитируя образование химической связи). Неспаренные электроны одного атома соединяются с неспаренными электронами другого атома, образуется общая электронная пара, которая принадлежит каждому из атомов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с большим значением ЭО. Такая связь называется полярной. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ (КПС) - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности (Например: HCl, H2O). Механизм образования связи. Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному элементу. Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода: НCl – кпс. Электронная схема образования молекулы НCl: Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь. Структурная формула молекулы НCl: σ Н → Cl , σ (s – p) - одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома хлора (→) Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды: электронная формула молекулы йодоводорода, •• H •• J •• •• структурная формула молекулы йодоводорода. H → J электронная формула молекулы воды, •• H •• O •• •• H структурная формула молекулы воды. Н →О ↑ Н По степени смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. При этом особую актуальность приобретает такое понятие как электроотрицательность. Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой 2-х типов (демонстрирую модели кристаллических решеток алмаза, графита, иода): атомной (алмаз, графит), молекулярная (хлор, иод и др.) |
4.Закрепление
Выполнение тестовых заданий
В-1 5 баллов
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:
А) K2O, Na2S, LiCl Б) MgO, H2O, H2S В) H2SO4, CO2, Cl2
2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):
1) N а) 1
2) S б) 3
3) F в) 2
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2S
В-2
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:
А) F2, Fe , HCl Б) N2, HCl, P2O5 В) NaCl, CaO, K3PO4
2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):
1) Cl а) 1
2) O б) 4
3) C в) 2
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н2O
В-3-4 балла
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества: А) H2S, NH3 ,O2 Б) K, HCl, HF, В) NaF, K2SO4 ,Ca2N3
2. Что такое ковалентная неполярная связь?
3. Напишите схему образования ковалентной связи в молекуле Н2
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Крылова Ю. Ю. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/123414-osnovnye-vidy-khimicheskoj-svyazi-kovalentnaya-nepolyarnaya-kovalentnaya-polyarnaya (дата обращения: 14.11.2024)- В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой 2 класс
- «Юные спасатели»
- Вирусы в организме человека
- День подснежника
- Мхи и среда обитания
- Природа
- В. Драгунский. Что любит Мишка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2256 пользователей.
Отзывы