Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Конспект НОД по экологии в средней группе "Лес- наш дом"

Конспект НОД по экологии в средней группе

«Лес - наш дом»

Программное содержание (задачи):

— образовательные: закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

— развивающие: развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса

— воспитательные: формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям

Оборудование и материалы: Картинки: «Дикие животные», видео «Дятел», Аудио «Голоса птиц», аудиозапись «Ручей», ноутбук, проектор, корзина с шишками, косички, письмо Сороки (за окно,

Ход НОД

1. Организационный момент (Игровая мотивация)

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг,

Здравствуй друг,

Здравствуй наш веселый круг!

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Хотите?

2. Основная часть

Воспитатель: Но сначала мы должны вспомнить

-Что такое лес? (Ответы детей)

-Какую пользу приносит лес? (Ответы детей)

Лес- это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где находят корм и защиту. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес- родной дом животным и растениям. Лес-украшение планеты!

Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу. (Ответы детей) Можно кричать в лесу?

Можно бросать мусор?

Можно любоваться деревьями?

Можно жечь костёр?

Можно ломать деревья?

Можно ловить и уносить диких животных домой?

-Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию. Встанем, закроем глазки, скажем волшебные слова: (Звучит музыка)

«Во круг себя обернись и в лесу окажись!»

Слайд «Лес»

- Открываем глаза - мы в лесу, не забываем правила поведения.

Воспитатель: ребята посмотрите, у нас здесь лежит письмо! давайте посмотрим от кого оно?

«Здравствуйте, дети! Рад вас видеть в моем доме- в лесу. Я с удовольствием покажу лес и, вы поймете, что здесь может быть весело и интересно!

(появление старичка Лесовичка на презентации)

Пойдемте по тропинке дальше в лес.

Воспитатель: ребята, нам старичок Лесовичек предлагает сходить на «тропинку вопросов» Вы готовы?

Воспитатель: Чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе.

Тропинка вопросов.

1. Какое время года сейчас идёт?

2. Как называется лес, в котором растут одни дубы?

3. Как называется лес, в котором растут осины? /осинник/.

4. Что ест ёж зимой? /зимой он спит/.

5. Какое дерево носит сережки?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса!

Слайд «Лесной ручей» Музыка «Журчит ручей»

-На нашем пути - лесной ручеёк – перепрыгнем его.

Воспитатель: Давайте, присядем на полянке и немного отдохнем. Д/и игра «Чей листочек?» Слайды листочков от деревьев

Березовый, кленовый, рябиновый, осиновый, каштановый.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь наш старичок Лесовичок предлагает отгадать загадки.

Отгадки на слайде.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Из иголок колобок.

Кто свернулся здесь в клубок?

Не поймёшь, где хвост, где носик,

На спине продукты носит.

В общем, сразу не поймёшь.

Кто же это всё же?

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Воспитатель: Как называются животные, которые живут в лесу? Воспитатель: Д/И игру "Скажи наоборот"

Медведь по величине - … (большой, а мышка - … (маленькая) ;

Черепаха ползёт - … (медленно, а заяц бежит - … (быстро) ;

У ежа шубка - … (колючая, а у лисы - … (пушистая) ;

У лисы хвост по длине - … (длинный, а у зайца - … (короткий) ;

У дуба ствол - … (толстый, а у берёзки - … (тонкий) ;

Дерево по высоте - … (высокое, а пенёк - … (низкий) ;

Кабан - … (сильный, а мышка - … (слабая) ;

Летом - … (жарко, а зимой - … (холодно) ;

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише-

Деревцо все выше, выше!

Воспитатель: ребята, а что ещё растёт в лесу? (грибы, ягоды). Правильно. Давайте с вами вспомним, какие грибы растут в лесу?

Загадки:

Вот кто-то важный на беленькой ножке.

Он с красною шляпкой, на шляпке-горошки. (мухомор)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это белый (боровик).

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису

Рыжеватые сестрички

Называются (лисички).

А какие бывают грибы? (съедобные, несъедобные) А почему называют несъедобные? Почему нельзя кушать? Что ещё растёт в лесу? (ягоды). Воспитатель помогает в названии ягод, если дети затрудняются в ответе (брусника, калина, черника, голубика, ежевика и т. д.). Показ детям ягод. Ребята, а вы знаете, что ягоды как и грибы бывают съедобными и несъедобными. Показывает несъедобные ягоды (воронец колосистый, вороний глаз, волчье лыко).

Звучит аудиозапись «Пение птиц в лесу»

Воспитатель: Что мы слышим? Назовите, каких птиц вы знаете. (ворона, кукушка, соловей)

Ответы детей

Воспитатель: Какую птицу называют лесным доктором?

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Для кого лес является домом?

Ответы детей

Звучит аудиозапись:

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они —

На планете мы останемся одни».

Воспитатель: поблагодарим Старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. Обещаем соблюдать правила поведения в лесу.

Он хочет подарить вам на память дары леса, думаю. Что они вам пригодятся. (Дарит корзину с природным материалом. Уходит)

3. Итог

Воспитатель: Скажем волшебные слова: «Во круг себя обернись и в саду окажись!»

. Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Мне очень хочется, чтобы вы были лесу настоящими друзьями. Берегите лес – наше богатство и красоту. Восхищайтесь прекрасным, как это делают художники.

Тема ООД: «Что такое лес?»

Цель: закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу

Задачи:

Образовательные: Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.

Развивающие: Развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса

Воспитательные: Формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям

Материалы и оборудование: книгас изображениями диких животных,

магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Организационный момент «Дружные ребята» (Слайд 1)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. Основная часть.

А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какую интересную книгу я принесла для вас. В этой книге живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые:

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?. (животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь. (Слайд 2,3)

- Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж).

- Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц).

- Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса).

-Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк).

-Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка).

- У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова).

- Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста, что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Лес- родной дом животным и растениям. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных. Лес- верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес-украшение планеты!

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

«Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. (Слайд 4) Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

I. Физкультминутка «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

Практическая работа. (Слайд 5)

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда, для других животных дерево – это дом.

- Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

- А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

- На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

- А орехи на чём растут? (На орешнике).

- Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

- А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

- Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

- Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

- А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

- Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

- От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

- А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

- Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

- Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель, закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

3. Итог занятия.

Ребята, послушайте, лес ожил. (Слайд 6+ музыка шум леса)Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё : и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила. (Слайд 7)

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

4. Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями.)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

-Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи. (Слайд 8)

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 5 класса
Автор:
воспитатель МБДОУ д/с №74 "Аленький цветочек"
Дата публикации: 27.11.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Тарасова Н. В. Конспект НОД по экологии в средней группе "Лес- наш дом" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/131867-konspekt-nod-po-ekologii-v-srednej-gruppe-les-nash-dom (дата обращения: 05.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию