Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Музыкальная гостиная. Тема:"Танец переплывший океан"

 

«ТАНЕЦ, ДВАЖДЫ ПЕРЕПЛЫВШИЙ ОКЕАН»

      ЗАДАЧИ: воспитывать интерес к классическим формам музыкального искусства;

                       вызывать желание самостоятельно продолжать изучение музыкальных жанров;

                       поддерживать инициативу и активность к собственной творческой деятельности, используя умения и навыки, полученные в ходе обучения;

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ

/звучит танго/ --Скажите, пожалуйста, музыка какого танца прозвучала? Да, сейчас прозвучало танго «Дождь идет» композитора Оливьери.

- Можете ли вы назвать родину танго?

Ни один танец не имеет такой запутанной истории и такого таинственного происхождения, как танго.Принято считать, что танго – это аргентинский танец. Но если вы спросите в Бразилии, Мексике, Боливии, на Кубе, в Испании, то в каждой из этих стран вам уверенно ответят, что это их национальный танец. Кто же прав? В большой Советской Энциклопедии сказано,что танго – это старинный испанский танец. Британская энциклопедия пишет, что он обязан своим происхождением африканским неграм. Испанская энциклопедия определяет,что слово «танго» - это «праздник негров в Африке», во-вторых – аргентинский танец, происхождение которого неясно, но несомненно, что танго весьма похоже на андалузские /испанские/ танцы.Оригинальный и остроумный выход из положения нашла знаменитая Французская энциклопедия, где танго определяется как общее название народных танцев Испании, Кубы, Мексики,Аргентины иБразилии. И самое удивительное, что все эти сведения достоверны. Так или иначе, но происхождение танго очень сложно и корни его ведут в глубину веков. Давайте проследим этот исторический путь. Мысленно представим себе 15 век, солнечную Испанию. В начале 15 века Испания находилась под властью мавров,как тогда называли арабов.Высокий уровень завоевателей оставил заметный след в испанском искусстве. В этот период у испанских мавров появился парный танец, получивший широкое рапространение и среди коренных жителей Испании. Это и был предшественник танго.

Прошли  долгие годы. Странная судьба выпала на долю этого танца: ему предстояло отправиться в далекое путешествие через океан, к берегам Аргентины, т.к. в 15 веке Испания колонизировала Южную Америку.Вот так на плодородной земле Аргентины расцвел танец с далеких берегов Испании, танец, никогда не расстающийся с гитарой рыбаков, ковбоев, танец, вобравший в себя старинную испанскую балладную форму, ритмы и интонации негритянской музыки, выразительность поз и манеру андалузского танца, легкий привкус древней индейской культуры.

Постепенно танец все больше рапространялся по Южной Америке, но настоящую популярность он обрел только тогда, когда попал на Кубу и породнился с порывистым ритмом хабанеры. После столь счастливого брака с хабанерой танец полностью покорил Южную Америку, Мексику. Хотя долгое время еще оставался танцем моряков, грузчиков, рыбаков, где жил простой люд.

А в первой половине 19 века танец проникает в таверны Буэнос-Айреса, становится камернее и все больше попадает под воздействие негритянских ритмов. Бездельничающие завсегдатаи таверн ежедневно исполняли новый танец, именно они и присвоили название танцу «танго». А в 20-х  годах в Буэнос-Айресе открывается единственный в мире музей этого танца и учреждается национальный день ТАНГО  11 декабря. В течение многих лет танго пользовалось репутацией малопристойного танца. Однако, уже к концу 80-х и началу 90-х годов танго проникло в салоны Южной Америки.

Характерными особенностями Аргентинского танго были двухдольный размер, умеренный темп, строго минорный лад в первой части и мажорный в другой, аккомпанемент напоминал гитарный с постоянным ритмом:                в первой части, а в другой части        

Популярными авторами аргентинского танго были Вильельдо, Мендисабаль, Матос, Родригес /автор известного всем танго под названием «Кумпарсита»/. Слушаем «Аргентинское танго» композитора Вильельдо. Все особенности, свойственные этому танго я уже назвала./слушают/.

Сейчас вашему вниманию представляется «Бразильское танго» композитора Сторони. Особенностью этого танго является аккордовое построение мелодии в первом периоде и октавное- во втором периоде. И постарайтесь услышать, как осторожно, легко, таинственно звучит вторая часть./слушают/

На рубеже 19-20веков слава о популярном танце достигает Европы. Аргентинские любители предпринимают энергичные попытки распространить танец в Париже, Лондоне. И вот в 1909году он уже  во Франции, в 1911году – в Англии, в  1912году – в Германии, России и других странах Европы. Так вторично танго переплывает Атлантический океан.

Едва появившись в Европе, танго тут же заклеймили как безнравственный танец, «знойное танго», «испепеляющее танго», «роковое танго». Газеты писали: «танго – самое веское доказательство, что человек произошел от обезьяны. Богатые, берегите своих дочерей». Ах, уж это дьявольское танго. Но ведь когда-то непрестойным нарекли и вальс. А время очень быстро реабилитировало вальс. Так оно поступило и с танго.

Постепенно танец начинает претерпевать изменения, т.к. сильное влияние на танго оказывает фокстрот и джазовая музыка. Исчезают многие характерные фигуры аргентинского танго, появляется скользящий шаг с каблука, плотное положение партнеров, обилие левых поворотов, внезапные остановки, незаконченность движений, в то время как для подлинного танго характерны свободное положение в паре, мягкий, неслышный шаг без скольжения. В музыке танца тоже происходят изменения. Мелодия становится более острая, стаккатированная, по темпу исполняется живее. Музыкальный размер танго      , а не      , как принято было считать несколько лет назад. Послушайте произведение композитора Оскара Строка «Мое последнее танго»./слушают/ Этот композитор и прославился этим жанром танго. Возможно, вы слышали его «Черные глаза» /слушают фрагмент/, «Голубые глаза», «Лунная рапсодия», «Былое увлечение», а это танго вы услышите позже.

Наиболее популярно в России танго стало в 30-40годы 20 века. Оно обрело новую красоту и поэзию, когда запело по-русски голосами Константина Сокольского, Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, позднее Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона и др. Непревзойденная Клавдия Шульженко – великий мастер своего дела. Она сумела создать неповторимый стиль в песенно-исполнительском искусстве. До последних лет своей жизни ее творчество на эстраде сохраняло редкое очарование, теплоту, сердечность. Широкая популярность к ней приходит в 30-е годы, а всенародное признание в годы Великой Отечественной войны. Удивительно яркие краски умела она находить во всем: в интонации, порой близкой к разговорной речи,в мимике,в в жесте, мастерски умела лепить драматургию песни, найти в ней изюминку. Хочется, чтобы и вы услышали голос звезды музыкальной эстрады того времени. В ее исполнении прозвучит еще одно танго на стихи и музыку Оскара Строка «Былое увлечение»/звучит запись/.

И как приятно, через много лет, вновь услышать как, старомодно мужественный голос И.Кобзона /контраст особенно заметен на фоне безголосых эстрадных певцов/ поет «Утомленное солнце нежно с морем прощалось». Старое, старое, забытое танго! Да и кто теперь помнит короля польского танго Ежи Петербургского, подарившего нам эту мелодию. Кстати, ему принадлежит и мелодия «Синего платочка», да, того самого «Синенького, скромного платочка, что был на плечах дорогих». Именно «аргентинскими» танго и прославился Петербургский.

Когда гитлеровцы напали на Польшу, он эмигрировал в Аргентину. После войны вернулся на родину и дожил до преклонных лет. И был несказанно удивлен и обрадован, узнав, что его «Утомленное солнце» получило у нас в стране вторую популярность. Так от чего же, слушая это танго, так  сжимается сердце и подступает комок к горлу? Может быть вспоминается прошлое:  жаркий, предвоенный июньский день, Ленинградский двор в центре города. Почти все окна открыты и из некоторых доносится голос Л.Утесова, поющего « Утомленное солнце» /звучит запись/. Казалось бы, это музыкальный пустяк, обыкновенная песня в репертуаре Л.Утесова, но когда фирма «Мелодия» реставрировала его альбомы с популярными песнями тех лет, это танго сочли недостойным реставрации. И самое удивительное в том, что многие «громкие», всенародно распевавшиеся в те годы песни оказались забыты, а «Утомленное солнце» до сих пор продолжает греть наши души своим лирическим «знаком времени», способностью пробуждать прекрасные чувства в наших сердцах.

В наше время танго слушают, поют, танцуют. В ряде европейских стран профессиональные бальные демонстраторы танцуют преимущественно танго в стиле «английского стандарта». Наша же бальная школа стремится сохранить народную основу танца, его национальный колорит.

Вашему вниманию предлагается танго в исполнении участников клуба современного бального танца «Современник» Константина Анисимова и Марии Барановой. Обратите внимание на то, что прежде чем начать танец, партнеры становятся лицом друг к другу. Мужчина делает первое «па», приглашая даму и движется вперед. Партнерша следует за ним, при этом она находится словно в полусне, выражая как бы преданность и покорность, нажность и доверчивость своему властелину. Партнеры не должны разговаривать, они даже не смотрят друг на друга, ни взгляда, ни слов – только танец страстный, трепетный,проникновенный. Недаром танго называют молчаливым диалогом мужчины и женщины /исполняется танец/.

За последние годы и у нас в стране, и за рубежом, наблюдается заметное снижение интереса к стареющему танго, точнее к его хореографии. Хотя музыка танго по-прежнему звучит в эфире, входит в репертуар оркестров, эстрадных певцов. Ритмы этого танца можно услышать в таких современных лирических танго, как «Старый Арбат» Ю.Визбора, «Признание» А.Дементьева-В.Мигули, «Король сочиняет танго» в исполнении Л.Вайкуле, «Голубка» -Ирадье. Это танго звучит в репертуаре А.Пугачевой. Хочу напомнить вам фрагмент этой мелодии /звучит запись/.

А сейчас на сцене вокальный ансамбль. В его исполнении прозвучит «Парижское танго»/слушают/. Ритмы танго можно услышать не только в эстрадных, но и бардовских песнях. Стихи и музыка В.Миляева «Весеннее танго» исполняет вокальный ансамбль.

Нет  ритмы танго не устарели. Ведь как поется в «Старинном танго» Е.Евтушенко-Э.Колмановского, старинном по названию, но написанном в наши дни:

«Кто любит, тот верит, кто  верит, тот жив.

Я ставлю старинное танго.

И руки на плечи мои положив,

Танцует со мной моя тайна…»

Вот такова длинная и сложная история танго, дважды переплывшего Атлантический океан, прежде чем поселиться у нас.

                                           

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 5 класса
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать конспект урока (22.83 kB)

 Подпишитесь на рассылку «Секреты презентаций».
Получите книгу «Я онлайн: веб-сервисы для дома и работы» бесплатно!

Автор:
преподаватель мбу до дши сарапульского района удмуртская республика
Соавтор: шмыков павел петрович
мбу до дши сарапульского района удмуртская республика
Размер файлов: 22.83 kB
Дата публикации: 30.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

пономарева л. г. Музыкальная гостиная. Тема:"Танец переплывший океан" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/5-klass/file/88242-muzykalnaya-gostinaya-tema-tanets-pereplyvshij-okean (дата обращения: 02.12.2020)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию