Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока  "Строение и функции кожи"

              Открытый урок по теме

             "Строение и функции кожи"

Цели урока.

Образовательная

  • Познакомить учащихся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей.
  • Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи.

Воспитательная

  • Воспитывает толерантное отношение к друг другу.
  • Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
  • принимать самостоятельные решения;
  • мыслить критически и оригинально;
  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • самостоятельно получать информацию;
  • использовать новые идеи для достижения цели;
  • контролировать свои эмоции;
  • развивает уверенность в себе;
  • планировать пути достижения цели;
  • дает возможность принимать самостоятельные решения.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, микроскоп, схема строения кожи, лупы, препарат «Строение волоса», инструкция к лабораторной работе «Строение и функции кожи», таблица «Строение и функции кожи».

Структура и содержание урока:

Организационный момент.

Определение темы урока. Постановка цели урока. (слайды 1-3)

( Тему и цели урока определяют сами учащиеся)

Ход урока.

 В 1646 году в Италии в роскошном замке миланского герцога Л. Моро состоялось праздничное шествие, которое возглавил «золотой мальчик», олицетворявший «золотой век». Тело ребенка было сплошь покрыто золотой краской. Забава знатных господ была роковой для мальчика. Вскоре он был забыт и всю ночь провел на каменном полу замка, а когда о нем вспомнили, он был уже мертв. Если бы знатные господа знали, что длительное раздражение кожи краской вызывает расширение кровеносных сосудов и тепло уходит из тела – этого бы не случилось.

А что вы знаете о коже?

У доски работает 1 ученик. Схема строения кожи. Показать основные её части.

В ходе урока мы с вами выясним, правильно ли определены основные части кожи.

Слайды 4-7.

       Выяснять строение и функции кожи вы будем в ходе выполнения лабораторной работы. Одновременно вы будете заполнять таблицу «Строение и функции кожи». Слайд 8.

Лабораторная работа «Строение и функции кожи»

Задание №1 слайд 9

Рассмотрите кожу тыльной поверхности кисти невооруженным глазом, повторите, используя лупу. Обратите внимание на рельеф кожи, напоминающий ромбики и треугольники близко расположенные друг к другу Они блестят, потому что смочены жировым секретом. По их углам расположены поры, из отверстий, которых выходят стержни волос. Поры – это устья волосяных мешочков. В полость каждой волосяной сумки впадают сальные железы. Они не видны, потому что находятся в глубоких слоях кожи.

- Как называется поверхностный слой кожи? Какова его функция? Слайд 10

- Для чего и где в коже располагаются сальные железы?

Эпидермис образован поверхностным (роговым) слоем из плотно прилегающих друг к другу погибших клеток. Клетки постоянно слущиваются и заменяются новыми. Более глубокие слои образованы живыми клетками, здесь образуется пигмент меланин. Главные функции эпидермиса - защита от внешних воздействий, от проникновения инфекций от губительного действия ультрафиолетовых лучей.

Пигмент меланин образуется в специализированных клетках. Цвет кожи и волос определяется количеством меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается и появляется загар. Меланин защищает кожу от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

Сальные железы расположены в дерме. Имеются во всей поверхности кожи за исключением ладоней и подошв. Они образуют жировой секрет, который придает наружному слою кожи эластичность, защищает его от высыхания, образования трещин и разрывов, препятствует размоканию рогового слоя во влажной среде, ограничивает испарение влаги с поверхности кожи.

Задание 2

Под лупой рассмотрите кожу ладонной поверхности кисти.

Здесь много пор и они очень мелкие. Это отверстия потовых желез.

Рассмотрите папиллярный узор кончиков пальцев. Сравните с папиллярным узором соседа по парте. Слайд 11

- Какое значение имеют потовые железы?

-Почему папиллярный узор подушечек пальцев отличается от папиллярного узора соседа по парте?

Потовые железы имеют вид трубочек, они несут выделительную, дыхательную и терморегуляторную функции. Пот, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает её.

Кожное дыхание происходит, благодаря потовым железам. Кислород воздуха растворяется в воде и диффундирует в капилляры кожи. Углекислый газ перемещается в обратном направлении. За сутки при температуре 30С через кожу выводится 7-9 г углекислого газа и поглощается 3-4 г кислорода. Это составляет 2% всего газообмена.

Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован, при его выделении, из организма удаляются вредные вещества.

Мельчайшие кожные складки сформированы рыхлой волокнистой соединительной тканью, которая расположена в виде сосочков, внедряющихся в эпидермис, образуя бороздки и линии - узор, который индивидуален для каждого организма. Поэтому в криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности человека.

Задание 3

1.  Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей?

2.  Сожмите руку в кулак. Что происходит с кожей в области сустава?

3.  Сделайте выводы о свойствах кожи. Каково значение складок кожи?

- Какие кожные структуры обеспечивают эластичность и растяжимость кожи? Слайд 12

Дерма

Это слой кожи, образованный соединительной тканью, в которой много эластических волокон, обладающих способностью растягиваться и придавать коже упругость. Именно благодаря эластическим волокнам кожа легко растягивается при движении. Также в дерме находятся потовые и сальные железы, волосяные сумки, рецепторы, кровеносные сосуды.

Благодаря кожным складкам человек может захватывать предметы, передвигаться, двигать руками и головой, т. е. они не сковывают движения, (строение органа связано с его функцией)

Задание 4

1.Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и шуруп. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев.

- В каком случае легче узнать предметы и почему?

-О какой функции кожи мы сейчас говорили? (чувствительной)

Рецепторы кожи

Кожа содержит большое количество рецепторов, воспринимающие различные раздражители из внешней среды. Всего рецепторов кожи более 2 млн.: болевых 1,5 млн., давления (осязания)500 тыс., температурных: - тепловых 30 тыс., холодовых 250 тыс. Распределены по телу они не одинаково. Так, рецепторов прикосновения наибольшее количество на коже кончиков пальцев и на губах.

Задание 5

На рис. 83, стр. 201 (учебник) найдите гиподерму. Какие функции она выполняет? Слайд 13

Гиподерма

Подкожная жировая ткань, которая от охлаждения, смягчает удары и является «складом» питательных веществ, воды и энергии

Терморегуляция

Основные источники тепла в организме человека – это пища, мышечная работа, внешняя среда.

За 1 час человек вырабатывает такое количество тепла, которое необходимо для того, чтобы вскипятить 1 л воды. При увеличении физической нагрузки, образование тепла увеличивается в несколько раз. Куда исчезает выработанное тепло? Почему температура тела не меняется, а остается стабильной 36-37◦ С?

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом. Эта роль принадлежит коже, т. к. она непосредственно контактирует с окружающей средой, и следовательно регистрирует изменения её температуры. Уравновешивание процессов образования и отдачи тепла называется терморегуляцией.

В жару происходит интенсивная отдача тепла организмом человека через кожу в окружающую среду, теряется много тепла на испарение, организм при этом охлаждается. Рефлекторно через терморецепторы происходит расширение или сужение кровеносных сосудов кожи, что приводит к увеличению или уменьшению теплоотдачи.

Давайте подведем итоги нашей работы.

Проверим правильно ли вы заполнили таблицу. Слайд 14. Оцените свою работу. (самопроверка, самооценка, взаимооценка)

Производные кожи: волосы и ногти. Слайды 15,16

Проектирование с микроскопа на доску препарата «Строение волоса».

Дополнение: Волосы и ногти имеют клеточное строение, но в них не проходят кровеносные сосуды и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем кровотечения.

Кроме этого окраска волос у людей очень разная, так как волосы содержат красящие пигменты.

Обобщение полученных знаний. Слайды 17-20. Функции кожи.

Рефлексия

Проверка правильности выполнения задания у доски.

Подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать? Что сегодня на уроке мы не изучили? Как вы думаете, что мы будем изучать на следующем уроке?)

Домашнее задание.

  • 39, в. 1-3, (стр. 204), Вариант 1 - кроссворд.

                                       Вариант 2 – тест (На выбор учащихся)

 

Раздел: Конспекты уроков по биологии для 8 класса
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать конспект урока (22.55 kB)

 Подпишитесь на рассылку «Секреты презентаций».
Получите книгу «Я онлайн: веб-сервисы для дома и работы» бесплатно!

Автор:
учитель биологии и химии МБОУ "Суземская СОШ №2 имени В.И. Денисова"
Размер файлов: 22.55 kB
Дата публикации: 29.10.2020
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Москалёва Л. В.  "Строение и функции кожи" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/bio/8-klass/file/88195-stroenie-i-funktsii-kozhi (дата обращения: 26.11.2020)
  Скачать сертификат о публикации— как получить такой сертификат
  Заказать рецензию на публикацию