Чернышевский Николай Гаврилович

Страна Россия
Категория публицист
Цитаты 17

Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.

В 1860-м в свет выходит главный философский труд Чернышевского «Антропологический примат в философии», а год спустя, после оглашения Манифеста об отмене крепостного права, автор выступает с целым рядом статей, критикующих реформу. 

Заголовок Категория
Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться. Педагогическая профессия, ее роль в обществе
Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней. Самовоспитание
Люди отвыкают от дурного только тогда, когда сами желают отвыкнуть; привыкают к хорошему, только когда сами понимают, что оно хорошо, и находят возможность усвоить его себе. В этих двух условиях вся сущность дела: в том, чтобы человек узнал хорошее, и в том, чтобы нашел возможным усвоить его себе; в желании усвоить его себе никогда не может быть недостатка у человека. Не желать хорошего – не в натуре человека, потому что не в натуре какого бы то ни было живого существа. Самовоспитание
Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их. Трудовое воспитание, профессиональная ориентация
Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить. Культура разумного потребления
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действия, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, то есть исключены гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится или по крайней мере не становится мужчиной благородного характера. Патриотизм, интернационализм, гражданственность
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Общие вопросы педагогики
...У всякого почти, как бы дурен ни был он, остаются еще известные струны в сердце, дотронувшись до которых, можно пробудить в нем голос совести и чести, возродить его. Роль воспитания, его цель, задачи и принципы
Если десятилетний мальчик не любит учиться, причина тому не он, а его воспитатель, заглушающий в нем любознательность дурными приемами преподавания или непригодным для воспитанника содержанием его. Общие вопросы педагогики
Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие. О просвещении и образовании
Молодежь в руководстве всегда нуждается. Общие вопросы педагогики
Юность по природе склонна к самоуверенности и слишком себя переоценивает. Личность человека
О даровитости двухлетнего ребенка мы не можем составить себе основательных понятий; и если называем детей этого возраста даровитыми или бездарными, то лишь фантазируем на основании наших симпатий или антипатий. Не только о двухлетних, даже о восьмилетних детях трудно судить, даровитыми или тупыми людьми станут они. Общие вопросы педагогики
Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, – тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной Личность человека
Должно образовать всего человека. Односторонность пагубна и не возможна, так что если человек не весь развит, он и не развит Личность человека