конспект урока Выработка навыков преодоления давления социального окружения
Цель: Помочь подросткам выработать навык уверенного отказа в провоцирующей ситуации.
Задачи:
- Приобретение опыта поведения в ситуациях, ведущих к конструктивному поведению.
- Формирование навыка уверенного отказа
- Создание условий для формирования личного отношения к проблеме сохранения здоровья и безопасности.
Материалы для занятия: фломастеры, ручки, бейджики, бумага, плакат «Правила поведении на занятии», карточки «Ситуации, требующие отказа», набор листочков с названиями животных, коробочка «Сюрприз». Приложение №1 «Виды группового давления» и приложение № 2 «Виды уверенного отказа».
Участники занятия: обучающиеся 7 класса.
Кол-во человек: не более 15
Продолжительность занятия: 1 час .
Требования к помещению: достаточно места для проведения упражнений, 3 стола, стулья по количеству учащихся.
Примечание: до начала занятия ребята оформляют себе бейджики, фломастером пишут свое имя, как к ним можно будет обращаться в ходе занятия.
Содержание:
- I. Вводная часть
- Упражнение «Визитная карточка».
Цель: знакомство с целевой группой.
Описание: ребята встают в круг. Ведущий передает по кругу мяч, у кого в руках окажется мяч, тот должен назвать свое имя и + к нему такое прилагательное, с которым они себя ассоциируют (добрый, веселый, спортивный, ответственный и т.д.).
- Упражнение – разминка «Поменяйтесь местами у кого…»
Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать определенный эмоциональный настрой, снять напряжение.
Описание: выбирается ведущий. Ребята садятся на стулья в круг. Ведущий предлагает:
поменяйтесь местами те, у кого темные волосы, белая рубашка, ….. и т.д. Ведущий должен занять свободное место, тот, кто не успел сесть, становится ведущим.
- Выработать правила поведения на занятиях:
Правила можно записать на доске или на ватмане.
- Уважительное, доброжелательное отношение ко всем членам группы;
- «Правило времени» - работаем всем составом группы от начало занятия и до конца;
- «Я - высказывание» - каждый человек в группе говорит только от своего имени;
- «Не перебиваем говорящего»
- «Необходимая активность» - ответственность каждого за результат работы в группе, т.к. эффективность групповой работы зависит от вклада каждого ее члена.
- Конфиденциальность – все, происходящее в группе, не выходит за пределы круга;
Ведущая: «Какие еще правила Вы бы хотели добавить?».
- Сообщение темы и цели занятия (тему занятия записать на доске)
- Ожидания участников
На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?).
- II. Основная часть
- Ведущая: Ребята, знакомы ли Вы с людьми, которые курят, употребляют алкоголь? А известно ли Вам и вашим знакомым, что курение и употребление алкогольных напитков опасно для здоровья. Поэтому
трудно понять, почему люди делают выбор в пользу сигарет, алкоголя или наркотиков.
– На ваш взгляд, какие причины толкают детей и подростков сделать первую пробу ПАВ? (примерные ответы: хотят быть как все или понравиться друзьям, облегчить обиду или боль, любопытство, не смогли отказаться от предложения компании и т.д… )(Обсуждение)
- Упражнение «Сюрприз»
Цель: продемонстрировать наличие методов, ведущих к неконструктивному поведению.
Описание: ведущий ставит на стол непрозрачную коробку. В коробке, что - то лежит (перец, кнопка и т.д.). Участникам говорят, то, что лежит в коробке, «нехорошо», «нельзя», «запрещено», не объясняя причин. Он предлагает каждому как – то проявить себя в отношении этого предмета. Учащиеся могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой или жестами. Даже если кто – то остается на месте, ничего не предпринимая, это тоже будет способ реагирования на ситуацию. Обычно участники все же заглядывают внутрь. Всем напоминают, что находящееся в коробке «плохо», но, несмотря на это, многие не захотели принять предупреждение во внимание.
Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.
После обсуждения подвести к выводу: «По статистике, одна из причин употребления ПАВ является любопытство. Поступая тем или иным образом, любой человек может создать ситуацию, когда риск первой пробы ПАВ будет очень высок».
- Игра «Молекулы»
Цель: повышение позитивного настроя, деление детей на группы.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают осторожно двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, 2, 4, 5и т. д. атомы должны объединиться в молекулы. Последнее число 3.
- А сейчас скажите, что у Вас общего? (учимся в одном классе, любим спорт, общие интересы и т.д.)
- А какие бывают интересы?
- Что делать если Ваши интересы не совпадают с интересами группы? (Обсуждение)
Учитель: первая группа занимает стол с №1, вторая группа стол с № 2 и т.д. (поделили ребят на 3 группы).
- Упражнение «Предложение».
Ведущая: «В жизни у многих людей бывают ситуации, когда им что-то предложили (прогулять урок, сказать неправду, что – то украсть, закурить и т.д.), а они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Умение разными способами отказываться от чего – то ненужного и нежелательного крайне важно для человека. Сейчас мы с Вами будем отрабатывать умения отказываться от ненужного предложения в более или менее категоричной форме.
Моделирование ситуации вовлечения и противостояния групповому давлению. Группа предлагает, все возможными способами, один отказывается. Ведущая запоминает или записывает виды отказа и виды группового давления, затем обсуждают.
Ситуация 1 .
- Одноклассник предлагает прогулять урок. Твои действия?
Ситуация 2.
- Незнакомый человек просит Вас проехать с ним и показать, где находиться аптека. Твои действии?
Ситуация 3.
- Друг уговаривает попробовать пиво. Твои действия?
– Какие приемы используют люди для уговора? (обсуждение)
Ведущая знакомит ребят с видами группового давления:
- Лесть
- Шантаж
- Уговоры
- Угрозы
- Похвала
- Насмешки
- Подкуп
- Призыв «делай как мы»
- Обман
Ведущая: - Легко ли было оказаться? В чем трудность? (обсуждение)
Ведущая кратко знакомит участников с основными видами уверенного отказа:
- просто «НЕТ!»;
- нет, потому, что: а, б, в…;
- ты можешь делать что угодно, но я – нет;
- нет и встречное предложение;
- сменить тему;
- задавить интеллектом;
- испугать их;
- уйти и т.д.
Вывод: вы принимаете решение? Вы отвечаете за последствия?
Грубое давление со стороны – вовсе не признак проявления заботы и внимания, а проявление не уважение к личности.
- Упражнение «Птичий двор»
Материалы: листочки с названиями животных: гусь утка, курица, лошадь, овца (1 животное повторяется 3 раза)
Инструкция: «Игра называется «Птичий двор». Обитатели этого двора Вам хорошо знакомы. Сейчас Вы возьмете по одному листочку, на котором написано название животного (держите в секрете то, что написано). Подумайте, какие звуки может издавать это животное, что бы окружающие могли понять, кто это. По моей команде Вы закроете глаза и начнете тихо двигаться по «двору», как я скажу, «начали» Вы будите издавать звуки своего животного. Ваша задача не открывая глаза найти своих и объединиться в группу, не называя себя. По сигналу «стоп» игра прекращается, игроки открывают глаза, но не разговаривают. Ведущая спрашивает группу «Кто объединились в эту группу?».
Обсуждение: Если в группе оказались игроки у кого на листочках написаны одинаковые животное - это хорошо. Они нашли своих. Спросить у них - Что им помогло найти своих? (Обсуждение). Если есть игроки, которые «прибились» не к своим. Задать вопрос: - Почему не нашли своих? Что помешало? (ответы: их не нашли, сами были не активны и т.д.). Возможно, они поторопились с выбором или были не внимательны.
Если есть игроки, которые вообще не вошли ни в одну группу. Также задать вопрос: - Почему не нашли своих? Что помешало? (обсуждение)
Вывод: Иногда в силу, каких - то обстоятельств нам приходиться выбирать себе новых друзей (смена школы, места жительства). Важно не торопиться. Лучше какое - то время побыть одному, чем войти не в свою группу. Вы обязательно найдете друзей, которые будут отвечать вашим интересам, а вы будете интересны им. Самое главное - они должны уважать вас как личность, считаться с вашим мнением и с вашими интересами.
- Упражнение «15 причин сказать НЕТ»
Цель: закрепить виды уверенного отказа
Инструкция: представьте ситуацию «Ты оказался в компании взрослых ребят. Они закуривают и предлагают тебе. Твои действия».
Каждая команда на листочке должна написать не менее 15 видов отказа от данного предложения. По окончании работы, команды по очереди зачитывают варианты отказа и объясняют свой выбор.
- Ведущая: ребята, как Вы думаете, какие личностные качества человека позволяют уверенно отказаться от нежелательного предложения.
- Стрессоустойчитость - умеют выходить из сложных ситуаций;
- Уверенность в себе;
- Адекватная самооценка- человек уверенный в своей правоте, легко может отказаться от нежелательного предложения;
- Интернальность – умение брать на себя ответственность за свои действия и поступки.
Вывод: когда Вы попадаете в ситуацию, когда Вам что - то предлагают, не торопитесь принимать решение, постарайтесь ответить хотя бы на 3 вопроса:
- Что мне это даст? Какие последствия меня ожидают? Ради чего мне это предлагают?
Помните всегда о своем здоровье и безопасности. Я буду очень рада, если полученные знания помогут Вам в сложных ситуациях принять правильное решение.
III. Заключительная часть
- Рефлексия
Все встают в круг. Теперь давайте по очереди скажем, что нового, полезного для себя вы узнали, взяли с занятия. А может быть, кому то, что – то не понравилось или было обидным?
До свидание. Всего вам доброго!
Использованная литература:
- Практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Авторы: Т. Воробьева,А. Ялтонская. Москва, 2008.
- Наглядно – методическое пособие «Детство без алкоголя». В.Ю. Климович, Москва, 2004
- Методическое пособие по информационно профилактической программе «Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. Сост. Н.А.Зубова, С.М.Тихомиров - Научно – производственная фирма Амалтея, С.П, 2003.
Приложение №1
Виды группового давления:
- Лесть
- Шантаж
- Уговоры
- Угрозы
- Похвала
- Насмешки
- Подкуп
- Призыв «делай как мы»
- Обман
Приложение №2
Виды уверенного отказа:
- просто «НЕТ!»;
- нет, потому, что: а, б, в…;
- ты можешь делать что угодно, но я – нет;
- нет и встречное предложение;
- сменить тему;
- задавить интеллектом;
- испугать их;
- уйти и т.д.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мальцева Л. А. Выработка навыков преодоления давления социального окружения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/class-chas/7-klass/file/63535-vyrabotka-navykov-preodoleniya-davleniya-sotsialnogo-okruzheniya (дата обращения: 01.11.2024)- Интеллектуальное кафе "Моя жизнь принадлежит мне"
- Алтай-центр моего земного притяжения
- Чай, чай, выручай
- Образование кубанского казачьего войска
- Внеклассное мероприятие. Литературный вечер
- Қазақстанның 23-жылдық жетістіктері
- Эхо Чернобыля