Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

конспект урока Выработка навыков преодоления давления социального окружения

Цель: Помочь подросткам выработать навык уверенного отказа в провоцирующей ситуации.

Задачи:

  • Приобретение опыта поведения в ситуациях, ведущих к конструктивному поведению.
  • Формирование навыка уверенного отказа
  • Создание условий для формирования личного отношения к проблеме сохранения здоровья и безопасности.

Материалы для занятия: фломастеры, ручки, бейджики, бумага,  плакат «Правила поведении на занятии»,  карточки «Ситуации, требующие отказа», набор листочков с названиями животных, коробочка «Сюрприз».  Приложение №1 «Виды группового давления» и  приложение № 2 «Виды уверенного отказа».

Участники занятия: обучающиеся 7 класса.

Кол-во человек: не более 15

Продолжительность занятия:  1 час .

Требования к помещению: достаточно места для проведения  упражнений, 3 стола, стулья по количеству  учащихся.

Примечание: до начала занятия ребята оформляют себе бейджики, фломастером пишут свое имя, как к ним можно будет обращаться в ходе занятия.

Содержание:

  1. I. Вводная часть
  2. Упражнение «Визитная карточка».

Цель: знакомство с целевой группой.

Описание: ребята  встают в круг. Ведущий передает по кругу мяч, у кого в руках окажется мяч, тот должен назвать свое имя и + к нему такое прилагательное,  с которым они себя ассоциируют (добрый, веселый, спортивный, ответственный и т.д.).

 

  1. Упражнение – разминка «Поменяйтесь местами у кого…»

Цель: активизировать, «разогреть» членов группы, создать определенный эмоциональный настрой, снять напряжение.

Описание: выбирается  ведущий. Ребята  садятся на стулья в круг. Ведущий предлагает:

поменяйтесь местами те, у кого темные волосы, белая рубашка,  ….. и т.д. Ведущий должен занять свободное место, тот, кто не успел сесть, становится ведущим.

  1. Выработать правила поведения на занятиях:

 Правила можно записать на доске или на ватмане.

  • Уважительное, доброжелательное отношение ко всем членам группы;
  • «Правило времени» - работаем всем составом группы от начало занятия и до конца;
  • «Я - высказывание» - каждый человек в группе говорит только от своего имени;
  • «Не перебиваем говорящего»
  • «Необходимая активность» - ответственность каждого за результат работы в группе, т.к. эффективность групповой работы зависит от вклада каждого ее члена.
  • Конфиденциальность – все, происходящее в группе, не выходит за пределы круга;

Ведущая: «Какие еще правила Вы бы хотели добавить?».

  1. Сообщение темы и цели занятия (тему занятия записать на доске)
  2. Ожидания участников

На этом этапе следует выяснить ожидания участников с помощью вопросов по кругу (что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?).

  1. II. Основная часть
  2. Ведущая: Ребята, знакомы ли Вы с людьми, которые курят, употребляют алкоголь? А известно ли Вам и вашим знакомым, что курение и употребление алкогольных напитков опасно для здоровья. Поэтому

 трудно понять, почему люди делают выбор в пользу сигарет, алкоголя или наркотиков.

 – На ваш взгляд, какие причины толкают  детей и  подростков сделать первую пробу ПАВ?  (примерные ответы: хотят быть как все или понравиться друзьям, облегчить обиду или боль, любопытство, не смогли отказаться от предложения компании и т.д… )(Обсуждение)

  1. Упражнение «Сюрприз»

Цель: продемонстрировать наличие методов, ведущих к неконструктивному поведению.

Описание: ведущий ставит на стол непрозрачную коробку. В коробке,  что - то лежит  (перец, кнопка и т.д.). Участникам говорят, то, что лежит в коробке, «нехорошо», «нельзя», «запрещено», не объясняя причин.  Он предлагает каждому как – то проявить себя в отношении этого предмета. Учащиеся могут вставать или оставаться на месте, выражать свое отношение мимикой или жестами. Даже если кто – то остается на месте, ничего не предпринимая, это тоже будет способ реагирования на ситуацию.   Обычно участники все же заглядывают внутрь. Всем напоминают, что находящееся в коробке «плохо», но,  несмотря на это, многие не захотели принять предупреждение во внимание.

Это  упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.

После обсуждения подвести к выводу: «По статистике, одна из причин употребления ПАВ является  любопытство. Поступая  тем или иным образом, любой человек может создать ситуацию, когда риск первой пробы ПАВ будет очень высок».

  1. Игра «Молекулы»

Цель: повышение позитивного настроя, деление детей на группы.

Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекулах может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Сейчас все начинают осторожно  двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, 2, 4, 5и т. д.  атомы должны объединиться в молекулы.  Последнее число 3.  

- А сейчас скажите, что у Вас общего? (учимся в одном классе, любим спорт, общие интересы и т.д.)

- А какие бывают интересы?

- Что делать если Ваши интересы не совпадают с интересами группы?  (Обсуждение)

Учитель: первая группа занимает стол с №1, вторая группа стол с № 2 и т.д. (поделили ребят на 3 группы).

  1. Упражнение «Предложение».

Ведущая: «В жизни у многих людей бывают ситуации, когда им что-то предложили (прогулять урок, сказать неправду, что – то украсть,  закурить и т.д.), а они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Умение разными способами отказываться от чего – то ненужного и нежелательного крайне важно для человека. Сейчас мы с Вами  будем отрабатывать умения отказываться от ненужного предложения в более или менее категоричной форме.

Моделирование ситуации вовлечения и противостояния групповому давлению.  Группа предлагает, все возможными способами, один отказывается.  Ведущая запоминает или записывает виды отказа и виды группового давления, затем обсуждают.

Ситуация 1 .

  • Одноклассник предлагает прогулять урок. Твои действия?

Ситуация 2.

  • Незнакомый человек просит Вас проехать с ним и показать, где находиться аптека. Твои действии?

Ситуация 3.

  • Друг   уговаривает попробовать пиво. Твои действия?

– Какие приемы используют люди для уговора? (обсуждение)

Ведущая знакомит ребят с видами группового давления:

  • Лесть
  • Шантаж
  • Уговоры
  • Угрозы
  • Похвала
  • Насмешки
  • Подкуп
  • Призыв «делай как мы»
  • Обман

Ведущая: - Легко ли было оказаться? В чем трудность? (обсуждение)

Ведущая кратко  знакомит участников с    основными видами уверенного отказа:

  • просто «НЕТ!»;
  • нет, потому, что: а, б, в…;
  • ты можешь делать что угодно, но я – нет;
  • нет и встречное предложение;
  • сменить тему;
  • задавить интеллектом;
  • испугать их;
  • уйти и т.д.

Вывод: вы принимаете решение? Вы отвечаете за последствия?

Грубое давление со стороны – вовсе не признак проявления заботы и внимания, а проявление не уважение к личности.

  1. Упражнение «Птичий двор»

Материалы:  листочки с  названиями  животных: гусь утка, курица, лошадь, овца (1 животное повторяется 3 раза)

Инструкция: «Игра называется «Птичий двор». Обитатели этого двора Вам хорошо знакомы. Сейчас Вы возьмете по одному листочку, на котором написано название животного (держите в секрете то, что   написано).  Подумайте, какие звуки  может издавать это животное, что бы окружающие могли понять, кто это. По моей команде Вы закроете глаза и начнете тихо двигаться по «двору», как я скажу, «начали» Вы будите издавать звуки своего животного. Ваша задача не открывая глаза найти своих и объединиться в группу, не называя себя.  По сигналу «стоп» игра прекращается, игроки открывают глаза, но не разговаривают. Ведущая спрашивает группу «Кто объединились в эту группу?».

Обсуждение: Если  в группе   оказались игроки  у кого на листочках написаны одинаковые  животное - это хорошо.   Они нашли своих. Спросить у них -  Что им помогло найти своих? (Обсуждение).  Если есть игроки, которые «прибились»  не к своим.  Задать вопрос: - Почему не нашли своих? Что помешало?  (ответы: их не нашли, сами были не активны и т.д.). Возможно, они поторопились с выбором или были не внимательны.

Если есть игроки, которые вообще не вошли ни  в одну группу. Также задать вопрос: - Почему не нашли своих? Что помешало? (обсуждение)

Вывод: Иногда в  силу, каких -  то обстоятельств нам приходиться выбирать себе новых друзей (смена школы, места жительства). Важно  не торопиться. Лучше какое - то время побыть одному, чем войти не в свою группу.  Вы обязательно найдете друзей, которые будут отвечать вашим интересам, а вы будете интересны им. Самое главное - они должны уважать вас как личность, считаться с вашим мнением и с вашими интересами.

  1. Упражнение «15 причин сказать НЕТ»

Цель: закрепить виды уверенного отказа

Инструкция: представьте ситуацию «Ты оказался в компании взрослых ребят. Они закуривают и предлагают тебе. Твои действия».

Каждая команда на листочке должна написать  не менее 15 видов отказа от данного предложения. По окончании работы, команды по очереди зачитывают варианты отказа и объясняют свой выбор.

  1. Ведущая: ребята, как Вы думаете, какие личностные качества человека позволяют уверенно отказаться от нежелательного предложения.
  • Стрессоустойчитость - умеют выходить из сложных ситуаций;
  • Уверенность в себе;
  • Адекватная самооценка- человек уверенный в своей правоте, легко может отказаться от нежелательного предложения;
  • Интернальность – умение брать на себя ответственность за свои действия и поступки.

Вывод: когда Вы попадаете в ситуацию, когда Вам  что  - то предлагают, не торопитесь принимать решение, постарайтесь ответить хотя бы на 3 вопроса:

- Что мне это даст? Какие последствия меня ожидают? Ради чего мне это предлагают?

Помните всегда о своем здоровье и безопасности.  Я буду очень рада, если   полученные  знания   помогут  Вам в сложных ситуациях принять правильное решение.

III. Заключительная часть

  1. Рефлексия

 Все встают в круг. Теперь давайте по очереди скажем, что нового, полезного для себя вы узнали, взяли с занятия. А может быть, кому то, что – то не понравилось или было обидным?

                           До свидание. Всего вам доброго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Использованная литература:

  1. Практикум по подготовке и проведению тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Авторы: Т. Воробьева,А. Ялтонская. Москва, 2008.
  2. Наглядно – методическое пособие «Детство без алкоголя». В.Ю. Климович, Москва, 2004
  3. Методическое пособие по информационно профилактической программе «Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы поведения детей и подростков. Сост. Н.А.Зубова, С.М.Тихомиров - Научно – производственная фирма Амалтея, С.П, 2003.

                                                                                                  Приложение №1

Виды группового давления:

 

  • Лесть
  • Шантаж
  • Уговоры
  • Угрозы
  • Похвала
  • Насмешки
  • Подкуп
  • Призыв «делай как мы»
  • Обман

                                                                                                  

                                                                                                    Приложение №2

Виды уверенного отказа:

 

  • просто «НЕТ!»;
  • нет, потому, что: а, б, в…;
  • ты можешь делать что угодно, но я – нет;
  • нет и встречное предложение;
  • сменить тему;
  • задавить интеллектом;
  • испугать их;
  • уйти и т.д.
Раздел: Конспекты классных часов в 7 классе
Автор:
социальный педагог ГБУ ЦППМСП "Бирюза"м.р.Сергиевский
Дата публикации: 15.11.2018
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Мальцева Л. А. Выработка навыков преодоления давления социального окружения // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/class-chas/7-klass/file/63535-vyrabotka-navykov-preodoleniya-davleniya-sotsialnogo-okruzheniya (дата обращения: 01.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию