конспект занятия Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы».
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа:
- организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей;
- проведение подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Воробышки и дождик»;
- игровые упражнения «Птички летают»;
- пальчиковая гимнастика «Кормушка»;
- рассматривание сюжетных картин по теме;
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: интерактивная доска, аудио записи звуков птиц, отрывок из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д. Тухманов).
Действующие лица (взрослые):
Птичка-Синичка.
Птичка-Снегирь.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима (Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей.
Воспитатель: А вот и он к нам в гости пожаловал.
Воробей: Здравствуйте мои друзья, а вот и я. Я – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Мы воробьи, живем стайкой. Воробьи полезные птички. Летом мы питаемся вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. А зимой, нам воробьям, голодно. И поэтому мы прилетаем к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
(Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня.
Ответ детей: Синичка.
Воспитатель: А вот и она пожаловала к нам в гости.
Синичка: Здравствуйте ребята! Нас синичек, вы каждый день можете увидеть на улице. Мы, очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у нас чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой мы собираемся маленькими стайками и ищем пропитание возле домов людей. Мы синицы очень любим свиное сало, семечки, хлебные крошки.
(Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
Воспитатель: А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы.
Ответ детей: Снегири.
Воспитатель: Правильно ребята, это Снегири. Но, в наших краях снегири не водятся. Для того, чтобы увидеть эту птичку, я предлагаю вам подойти к интерактивной доске и посмотреть на экран. (Дети подходят к доске, на ней появляется изображение Снегиря).
Воспитатель: Ребята, на мой взгляд, Снегири очень красивые птицы. А давайте попробуем описать их внешний вид, глядя на картинку на экране,
какой у снегиря цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками.
(Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей с вами помощи ребята, птицы не смогут пережить зиму. Поэтому я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой».
На столе стоит кормушка и разложены, конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Спасибо ребята! Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на нашем игровом участке. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Птицы на прогулке».
(На полу раскладываются круги серого, желтого, и красного цвета, большого диаметра).
Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей.
Каждому ребёнку воспитатель на ушко говорит название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята мы хорошо с вами поиграли. А сейчас я предлагаю вам встать в круг, и вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Каких птиц называют перелётные?
Ответ детей: Тех, которые улетают на зиму в теплые края (скворец, жаворонок, ласточка и т.д.)
Воспитатель: Каких птиц называют зимующие?
Ответ детей: Тех, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать там, где живут (воробей, ворона, сорока, синица и т.д.).
Воспитатель: А сейчас, пожалуйста назовите зимующих птиц, которых вы запомнили. А каких перелетных птиц м ы с вами знаем?
Ответ детей:
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? А чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
Воспитатель: Что вы узнали интересного на занятии?
Ответы детей.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гребенюк Е. С. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/konspekti/file/126631-konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayushchim-mirom-zimuyushchie-ptitsy (дата обращения: 18.03.2025)- Медаль для папы. Тестопластика
- Путешествие по родному городу
- Что из чего получается
- Особенности психологической и педагогической коррекции гиперактивного поведения дошкольников
- "Транспорт"
- Сезонные изменения
- Лисичка со скалочкой