конспект занятия Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыта пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения.
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Основная форма обучения — игра.
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
- Объяснять, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем - потом тратим.
- Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Объяснять, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей.
- Деньги любят счет.
- Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать. Приучать вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
- Договариваться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- Не все покупается.
- Прививать понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
- Финансы - это интересно и увлекательно.
В качестве средства формирования основ экономической культуры я использую дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Дидактические игры могут быть разными по содержанию и видам: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, о их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги.
Для знакомства с понятием потребности можно использовать следующую дидактическую игру:
Игра «Потребности»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о потребностях человека и их видах (материальные, жизненно важные, духовные, социальные…).
Задачи:
-Формирование понятия «потребности человека»;
-Закрепить названия основных потребностей человека и что к ним относится;
-Уточнить, от чего зависят потребности человека;
-Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы;
-Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Материал: карточки с изображением первобытного человека, современного человека, ребенка, а также карточки с изображением потребностей.
Варианты и ход игры:
1) Разложить карточки с изображением потребностей на три группы: потребности первобытного человека, потребности современного человека, потребности ребенка.
2) Дети делятся на команды по 3-4 человека: каждая команда берет в произвольном порядке карточки. Затем распределяет их по группам по названию потребностей (жизненно важные потребности, материальные, не материальные и т.д.).
Игра «Потребности и возможности»
Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «потребности» и «жизненно необходимые потребности», «возможности»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.
Задачи:
-Формирование понятия «потребности человека», «возможности», «предметы роскоши»;
-Закрепить понятия «личные жизненные потребности» и желания и возможности;
-Уточнить, от чего зависят потребности человека.
Материал: карточки с изображением потребностей, различных предметов.
Варианты и ход игры:
В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.
1) Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизни человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми.
2) С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например: фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.
Следующим этапом в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности - знакомство с трудом и миром профессий. Основная цель – это знакомство ребят с миром профессии взрослых, с понятиями предмет труда и продукт труда, а также воспитание уважительного отношения к труду.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
Для развития мотивации ребенка к дальнейшему выбору профессии рекомендуется проведение экскурсий, чтение художественной литературы, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать работу людей разных профессий. Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к результатам труда других людей.
Одна из игр для закрепления первичных представлений о разнообразии профессий представлена в методических рекомендациях к примерной парциальной программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанной Банком России.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Новикова О. В. Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/konspekti/file/132205-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-predposylok-finansovoj-gramotnosti-doshkolnikov (дата обращения: 13.12.2025)Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1667 пользователей.
Отзывы
