Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры

«Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры»

Ребенок каждый день открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает потребность включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Этому способствует сюжетно-ролевая игра. Приоритетным и актуальным направлением в своей деятельности считаю проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Поэтому целью моей деятельности является создание условий для развития познавательной активности у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.

Исходя из  цели, были поставлены следующие задачи:

  • использовать разнообразные формы и методы работы по развитию познавательного интереса дошкольников;
  • обучать учащихся применять знания об окружающем мире в сюжетно-ролевой игре;
  • развивать интерес у учащихся к общему замыслу игрового сюжета.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игровой деятельности.

При разработке программного материала использую работы  Краснощековой Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»,  Михайленко Н. Я., Коротковой Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду»,  Ивакиной И.А. «Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников».

Для достижения поставленной цели применяю следующие методы: словесный, наглядный, игровой, практический; приемы:  игра, сравнения, вопросы, индивидуальные задания,  анализирование  увиденного,  использую формы работы с детьми, которые способствуют развитию познавательной активности у учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные (Приложение №1).

Моя профессиональная деятельность по развитию познавательной активности при помощи сюжетно-ролевых игр осуществляется в следующих направлениях: создание необходимой игровой среды; руководство играми учащихся; непосредственное участие; наблюдение. Большое значение в развитии сюжетно-ролевой игры имеет предметно – пространственная среда в учебном кабинете (учебная и игровая зоны). Для повышения познавательной активности мною созданы тематические игровые пространства. Такая форма организации образовательной    среды развивает у учащихся самостоятельность и творческие задатки, предоставляет им возможность принимать на себя различные роли (Приложение №2).

Особое внимание при создании образовательного пространства уделяю таким сюжетно-ролевым играм как «Школа» и «Семья». Игры, содержащие школьную тематику, способствуют формированию положительной мотивации к обучению в школе и будущей социальной роли ученика. «Семейные» игры развивают у учащихся познавательный интерес к особенностям быта, обязанностям, поведению и отношениям между членами семьи (Приложение №3).

Важным компонентом в образовательной деятельности является развитие коммуникативных навыков. Для их развития мною продумываются ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. В процессе игры создаю обстановку, которая побуждает учащихся  к разговорам с собеседником, дает возможность высказать свое мнение и обосновать выбор. Для меня важно, чтобы учащиеся в игре исполняли не только указания, тем самым превращая познавательный процесс в обычную тренировку, а проявляли инициативу и вносили в игровую деятельность момент импровизации.  Такая форма работы позволяет повысить уровень развития коммуникативных навыков, что подтверждается результатами исследования  (Приложение №4). 

Для развития инициативы учащихся  использую потенциал мягких модулей. Это позволяет объединить детей в общем деле, способствует  интеллектуальной и познавательной активности. Такая форма организации учащихся   предоставляет возможность им самим определять сюжет игры, брать соответствующие роли и распределять игровой материал (Приложение №5).

Системный подход в  познавательном развитии учащихся через организацию сюжетно-ролевых игр способствует увеличению количества детей, умеющих применять знания об окружающем мире в игровой деятельности. Образовательные возможности сюжетно-ролевых игр создают условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в нашем обществе, учащиеся получают реальную возможность исследовать процесс общения между людьми (Приложение №6).

Важным аспектом в моей деятельности является создание условий для учащихся, позволяющих им участвовать и быть конкурентоспособными в конкурсах различной тематической направленности (Приложение №7).

Развитие познавательной активности у учащихся невозможно без активного сотрудничества с родителями. Ежегодно мною проводятся тематические родительские собрания. Взаимодействие с родителями осуществляется не только в форме просвещения (стендовый материал, выступления), но и в режиме «живого» диалога.    Проводятся динамические родительские собрания, целью которых является знакомство  с формами и методами развития познавательного интереса у детей (Приложение №8).

      Профессиональное развитие наиболее продуктивно, когда есть возможность открытого общения и обмена опытом с коллегами. Результативности моей деятельности способствует постоянная работа над собой, над повышением своего профессионального мастерства. В связи с этим активно занимаюсь самообразованием, изучаю учебно-методическую, справочную литературу, провожу открытые мероприятия и посещаю занятия коллег, внедряю в опыт своей работы элементы современных технологий. Систематически участвую в работе методических объединений отдела культуры и досуга, заседаниях районных методических объединений и «Школы молодого педагога». Размещаю положительный педагогический опыт на образовательных порталах в сети Интернет (Приложение №9).

Безусловно,  есть еще много нерешенных проблем и профессиональных трудностей, но лично я убеждена в  необходимости работать над совершенствованием своих профессионал

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
педагог дополнительного образования
Дата публикации: 08.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Григорьева И. В. Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/100960-razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-u-doshkolnikov-s-pomoshchyu-syuzhetno-rolevoj-igry (дата обращения: 26.04.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию