Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
«Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры»
Ребенок каждый день открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает потребность включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Этому способствует сюжетно-ролевая игра. Приоритетным и актуальным направлением в своей деятельности считаю проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Поэтому целью моей деятельности является создание условий для развития познавательной активности у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- использовать разнообразные формы и методы работы по развитию познавательного интереса дошкольников;
- обучать учащихся применять знания об окружающем мире в сюжетно-ролевой игре;
- развивать интерес у учащихся к общему замыслу игрового сюжета.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игровой деятельности.
При разработке программного материала использую работы Краснощековой Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Михайленко Н. Я., Коротковой Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду», Ивакиной И.А. «Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников».
Для достижения поставленной цели применяю следующие методы: словесный, наглядный, игровой, практический; приемы: игра, сравнения, вопросы, индивидуальные задания, анализирование увиденного, использую формы работы с детьми, которые способствуют развитию познавательной активности у учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные (Приложение №1).
Моя профессиональная деятельность по развитию познавательной активности при помощи сюжетно-ролевых игр осуществляется в следующих направлениях: создание необходимой игровой среды; руководство играми учащихся; непосредственное участие; наблюдение. Большое значение в развитии сюжетно-ролевой игры имеет предметно – пространственная среда в учебном кабинете (учебная и игровая зоны). Для повышения познавательной активности мною созданы тематические игровые пространства. Такая форма организации образовательной среды развивает у учащихся самостоятельность и творческие задатки, предоставляет им возможность принимать на себя различные роли (Приложение №2).
Особое внимание при создании образовательного пространства уделяю таким сюжетно-ролевым играм как «Школа» и «Семья». Игры, содержащие школьную тематику, способствуют формированию положительной мотивации к обучению в школе и будущей социальной роли ученика. «Семейные» игры развивают у учащихся познавательный интерес к особенностям быта, обязанностям, поведению и отношениям между членами семьи (Приложение №3).
Важным компонентом в образовательной деятельности является развитие коммуникативных навыков. Для их развития мною продумываются ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. В процессе игры создаю обстановку, которая побуждает учащихся к разговорам с собеседником, дает возможность высказать свое мнение и обосновать выбор. Для меня важно, чтобы учащиеся в игре исполняли не только указания, тем самым превращая познавательный процесс в обычную тренировку, а проявляли инициативу и вносили в игровую деятельность момент импровизации. Такая форма работы позволяет повысить уровень развития коммуникативных навыков, что подтверждается результатами исследования (Приложение №4).
Для развития инициативы учащихся использую потенциал мягких модулей. Это позволяет объединить детей в общем деле, способствует интеллектуальной и познавательной активности. Такая форма организации учащихся предоставляет возможность им самим определять сюжет игры, брать соответствующие роли и распределять игровой материал (Приложение №5).
Системный подход в познавательном развитии учащихся через организацию сюжетно-ролевых игр способствует увеличению количества детей, умеющих применять знания об окружающем мире в игровой деятельности. Образовательные возможности сюжетно-ролевых игр создают условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в нашем обществе, учащиеся получают реальную возможность исследовать процесс общения между людьми (Приложение №6).
Важным аспектом в моей деятельности является создание условий для учащихся, позволяющих им участвовать и быть конкурентоспособными в конкурсах различной тематической направленности (Приложение №7).
Развитие познавательной активности у учащихся невозможно без активного сотрудничества с родителями. Ежегодно мною проводятся тематические родительские собрания. Взаимодействие с родителями осуществляется не только в форме просвещения (стендовый материал, выступления), но и в режиме «живого» диалога. Проводятся динамические родительские собрания, целью которых является знакомство с формами и методами развития познавательного интереса у детей (Приложение №8).
Профессиональное развитие наиболее продуктивно, когда есть возможность открытого общения и обмена опытом с коллегами. Результативности моей деятельности способствует постоянная работа над собой, над повышением своего профессионального мастерства. В связи с этим активно занимаюсь самообразованием, изучаю учебно-методическую, справочную литературу, провожу открытые мероприятия и посещаю занятия коллег, внедряю в опыт своей работы элементы современных технологий. Систематически участвую в работе методических объединений отдела культуры и досуга, заседаниях районных методических объединений и «Школы молодого педагога». Размещаю положительный педагогический опыт на образовательных порталах в сети Интернет (Приложение №9).
Безусловно, есть еще много нерешенных проблем и профессиональных трудностей, но лично я убеждена в необходимости работать над совершенствованием своих профессионал
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Григорьева И. В. Развитие познавательной активности у дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/100960-razvitie-poznavatelnoj-aktivnosti-u-doshkolnikov-s-pomoshchyu-syuzhetno-rolevoj-igry (дата обращения: 22.11.2024)- Дидактические игры
- Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников
- "Здоровое и безопасное лето для детей дошкольного возраста"
- Логопедические занятия на лето в старшей группе
- Дидактическая игра как средство познавательного интереса у старших дошкольников
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Увлекательные игры на автоматизацию звуков в речи дошкольника. Буклет