Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики
В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки, тем самым обрекая на гибель. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически грамотным. Экология как наука появилась еще в конце прошлого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине нашего столетия экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда з |
на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже сказалось отрицательно на здоровье огромного количества людей. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Поэтому и должно уделяться большое внимание экологическому образованию детей с самого младшего возраста. Это показывает, что целью экологического образования в настоящее время является формирование нового взгляда на природный мир. Уже с самого детства ребенок должен понимать, что человек - часть природы, а не ее хозяин. Природа без человека сможет обойтись, а вот человек без природы - нет. Формирование такого мировоззрения невозможно без работы педагогов, основанной на познавательной активности самого ребенка, а не на получении им готовых знаний от педагога. Такую активность ребенка могут обеспечить приемы и методы ОТСМ-ТРИЗ. Объект исследования - экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ, используемые в экологическом образовании старших дошкольников. Цель исследования - систематизировать методы и приемы ОТСМ- ТРИЗ, используемые в экологическом образовании старших дошкольников. Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи: 1. Уточнить понятия «экология», «экологическое образование». 2. Изучить содержание экологического образования старших дошкольников. 3. Изучить методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ. 4. Составить картотеки игр и упражнений, основанных на ОТСМ-ТРИЗ-и направленных на экологическое образование старших дошкольников, и внедрить их в работу со старшими дошкольниками. |
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фомина О. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101127-ekologicheskoe-vospitanie-sredstvami-triz-pedagogiki (дата обращения: 15.11.2024)- Формы и методы обучения, мотивация детей к совместной деятельности со взрослыми на музыкальных занятиях
- Картотека игр- эстафет для детей старшего дошкольного возраста
- На что клад, когда в семье лад
- Перспективный план работы с родителями в средней группе на 2021-2022учебный год
- Монтессори-педагогикасы
- Должностные инструкции сотрудников ДОУ
- Рыбы пресноводных водоемов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4309 пользователей.
Отзывы