Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики

В последнее время слово «экология» стало необычайно популярным в обществе, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры». Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги за­трагивают очень важный воспитательный аспект - формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его ас­пектов. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения чело­века. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. На­пример, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти вы­павшего из гнезда птенца, берет его в руки, тем самым обрекая на гибель. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически грамотным.

Экология как наука появилась еще в конце прошлого века, однако дол­гое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине нашего столетия экология обрела широ­кую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду оби­тания приемлемой для существования.

К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрица­тельные последствия потребительского отношения людей к природе, когда

з

 

на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда со­стояние среды обитания уже сказалось отрицательно на здоровье огромного количества людей. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сей­час очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Поэтому и должно уделяться большое внимание экологическому образованию детей с самого младшего возраста.

Это показывает, что целью экологического образования в настоящее время является формирование нового взгляда на природный мир. Уже с са­мого детства ребенок должен понимать, что человек - часть природы, а не ее хозяин. Природа без человека сможет обойтись, а вот человек без природы - нет. Формирование такого мировоззрения невозможно без работы педагогов, основанной на познавательной активности самого ребенка, а не на получении им готовых знаний от педагога. Такую активность ребенка могут обеспечить приемы и методы ОТСМ-ТРИЗ.

Объект исследования - экологическое образование детей старшего до­школьного возраста.

Предмет исследования - методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ, используемые в экологическом образовании старших дошкольников.

Цель исследования - систематизировать методы и приемы ОТСМ- ТРИЗ, используемые в экологическом образовании старших дошкольников.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить сле­дующие задачи:

1.    Уточнить понятия «экология», «экологическое образование».

2.    Изучить содержание экологического образования старших дошкольни­ков.

3.    Изучить методы и приемы ОТСМ-ТРИЗ.

4.    Составить картотеки игр и упражнений, основанных на ОТСМ-ТРИЗ-и направленных на экологическое образование старших дошкольников, и внедрить их в работу со старшими дошкольниками.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель МБДОУ № 61
Дата публикации: 12.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Фомина О. В. Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101127-ekologicheskoe-vospitanie-sredstvami-triz-pedagogiki (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию