Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития у дошкольников в соответствии ФГОС ДО
Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития у дошкольников в соответствии ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО - основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация развития личности детей дошкольного возраста. Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду. Здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально - ритмических и танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в музыкально - ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
Танцевальная деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения и, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе. Подобный вид деятельности доступен всем детям без исключения, ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения. Они подразделяются на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие. Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, развивается умение выполнять перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы. Воспитанники учатся легко ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также играть в музыкальные игры, как в сюжетные, так и в несюжетные на НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Танцевальная деятельность развивает, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляет собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребёнку необходимо запомнить не только сами движения, и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсовые движения и другие.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.
Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантом уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.
Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей.
Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.
Чтобы заинтересовать детей танцем, необходимо дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д.
Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться, так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.
В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.
Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Итак, хореография играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, физического, этического и художественно - эстетического развития и образования.
Применение рассмотренных методик позволяет при помощи музыки и танцев развивать коммуникативные навыки дошкольников, формируя их личностные качества с учетом нравственных норм и современных стандартов образования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития у дошкольников в соответствии ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101220-tantsevalnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-khudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-u-doshkolnikov-v-sootvetstvii-fgos-do (дата обращения: 21.11.2024)- За здоровьем в детский сад
- Давайте играть все вместе
- Проектная деятельность
- КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦАХ
- День защитника Отечества
- Актуальные проблемы дошкольного образования
- Безопасность ребенка на улице
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3099 пользователей.
Отзывы