Роль самообразования в повышении профессиональной компетентности педагога
Консультация для воспитателей.
Роль самообразования в повышении
профессиональной компетентности педагога.
Воспитатель: Пазухина О.А.
Совершенствование качества обучения и воспитания в дошкольном образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Среди характеристик личности ХХI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе. В понятие «компетентность» сегодня включается открытость новому, способность самостоятельно принимать решения и находить ответы на многие вопросы, потребность и способность к личностному саморазвитию, совершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни. Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее. Поэтому совершенствование – цель жизнедеятельности человека. Педагог должен учиться всему постоянно.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
- Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания .
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием и методиками преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
- профессиональное (предмет преподавания);· психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);· информационно-компьютерные технологии;· здоровьесбережение;· правовое;· эстетическое;· интересы и хобби;· и т. д.
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Новизна
Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.
2. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения , образования детей в целом:
- социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
- формирования здорового образа жизни;
- привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей . · создание воспитательных систем в детских сообществах;
- обобщение инновационного опыта педагогов.
3. Соответствие современным достижениям науки
Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4. Стабильность
Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.
5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями образования детей
6. Оптимальность опыта
Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний .
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение;· газеты, журналы;· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);· материалы сети Интернет;· видео, аудио информация на различных носителях;· платные курсы;· семинары и конференции;· мастер-классы;· мероприятия по обмену опытом;· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;· курсы повышения квалификации;· занятия коллег;· путешествия и т. д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:· индивидуальная и· групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы;· цели;· задачи;· предполагаемый результат;· этапы работы;· сроки выполнения каждого этапа;· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;· способ демонстрации результата проделанной работы;· форма отчета по проделанной работе.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии ;
- общение с коллегами.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
- повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде; · разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- разработка модели образовательного процесса;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);· и т. д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта; · доклад;· сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
- Повышение качества преподавания ,
- Готовность к педагогическому творчеству,
- Профессиональный и карьерный рост,
- Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника,
- Соответствие педагога требованиям общества и государства.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пазухина О. А. Роль самообразования в повышении профессиональной компетентности педагога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101613-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-rol-samoobrazovaniya-v-povyshenii-professionalnoj-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 15.11.2024)- Рабочая программа социального педагога ДОУ
- Ориентировка на листе бумаги
- Экологическое воспитание по средствам дидактических игр в средней группе
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания
- Учите ребенка мыслить
- Дидактические игры по физическому развитию