Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Роль самообразования в повышении профессиональной компетентности педагога

Консультация для воспитателей.

Роль самообразования в повышении

профессиональной компетентности педагога.

Воспитатель: Пазухина О.А.

Совершенствование качества обучения и воспитания в дошкольном образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.       Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Среди характеристик личности ХХI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе. В понятие «компетентность» сегодня включается открытость новому, способность самостоятельно принимать решения и находить ответы на многие вопросы, потребность и способность к личностному саморазвитию, совершенствованию и профессиональному росту в течение всей жизни.  Совершенствоваться – это значит становиться лучше, современнее. Поэтому совершенствование – цель жизнедеятельности человека. Педагог должен учиться всему постоянно.

       Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  • Совершенствовать свои знания .
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

       На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.      Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

1. Выбор направления и темы самообразования.

2. Формулирование цели и задач самообразования.

3. Определение круга источников информации.

4. Выбор формы самообразования.

5. Составление плана самообразования.

6. Определение результата самообразования.

7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием и методиками преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

  • профессиональное (предмет преподавания);· психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;· психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);· методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);· информационно-компьютерные технологии;· здоровьесбережение;· правовое;· эстетическое;· интересы и хобби;· и т. д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения , образования детей в целом:

  • социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
  • формирования здорового образа жизни;
  • привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей . · создание воспитательных систем в детских сообществах;
  • обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями образования детей

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний .

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

  • телевидение;· газеты, журналы;· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);· материалы сети Интернет;· видео, аудио информация на различных носителях;· платные курсы;· семинары и конференции;· мастер-классы;· мероприятия по обмену опытом;· экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;· курсы повышения квалификации;· занятия коллег;· путешествия и т. д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:· индивидуальная и· групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;· цели;· задачи;· предполагаемый результат;· этапы работы;· сроки выполнения каждого этапа;· действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;· способ демонстрации результата проделанной работы;· форма отчета по проделанной работе.

Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
  • участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
  • прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии ;
  • общение с коллегами.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

  • повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде; · разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • разработка модели образовательного процесса;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);· и т. д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

  • обобщение опыта; · доклад;· сбор и анализ отчетной документации;
  • презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  • Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

  • Повышение качества преподавания ,
  • Готовность к педагогическому творчеству,
  • Профессиональный и карьерный рост,
  • Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника,
  • Соответствие педагога требованиям общества и государства.

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МКДОУ "Детский сад №3"
Дата публикации: 25.01.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Пазухина О. А. Роль самообразования в повышении профессиональной компетентности педагога // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/101613-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-rol-samoobrazovaniya-v-povyshenii-professionalnoj-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 22.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию