Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Система образовательной работы с младшими дошкольниками на основе организации различных тематических экологических проектов

Выступление на ГМО по теме «Система образовательной работы с младшими дошкольниками на основе организации различных тематических экологических проектов»

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, прививает любовь к природе, животным.

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат.

Учитывая возраст воспитанников дошкольных учреждений, эта технология не универсальна. Поэтому проектная деятельность используется не вместо систематически организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности. Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, в основе которого лежит проблема.

Дети младшего возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта. Поэтому активная роль в проекте с детьми младшего дошкольного возраста принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников.

Например:
   1.Во время прогулки осенью дети обратили внимание на то, что на деревьях листья пожелтели и у них возник вопрос «Почему листья пожелтели?». Так возник проект «Осенние краски природы». В рамках проекта проводились беседы: «Осень золотая»«Чем пахнет осень»«Признаки осени»«Что нам осень подарила»«Бережное отношение к природе»«Как отличить осень». Наблюдения за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за осенней одеждой детей и взрослых. Экскурсии по территории детского сада с целью выявления признаков осени, рассматривали деревья, растущие на территории детского сада.  Собирали осенние листочки для поделок, дети в меру своих возможностей участвовали в уборке сухих листьев. Разучивали песни, танцы с листиками. Проводились занятия по аппликации «Осенние листочки», по рисованию «Капельки дождя», по лепке «Солнышко», дидактические игры: «Четвертый лишний»«Что бывает у осени»«Чудесный мешочек»«Что изменилось»«Найди одинаковые листья»«Разрезные картинки»; пальчиковые игры: «Капуста», "Ходит осень в нашем парке"; подвижные игры «Солнышко и дождик»«По ровненькой дорожке»«Листопад»«Поймай листок»«Дождик скачет по тропинке».

      Провели с детьми опыт: как солнце влияет на окраску листьев. Для этого взяли крупный лист, который еще не начал желтеть. Половину листа заклеили черной бумагой (ограничьте доступ света). Поставили лист в стакан с водой и поместили в хорошо освещенное место. Примерно через неделю сняли бумагу и сравнили половинки листа. Дети поняли, что на окраску листьев влияет освещенность. Осенью дни становятся короче, следовательно, растения получают меньше света.

 Конечный продуктом проекта было развлечение, выставка детских работ, коллективная работа «Осенний листопад», выставка поделок «Осень золотая» (совместно с родителями)».

Проект позволяет ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления  о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
2.Другой проект.

 Во время обеда, у детей возник вопрос: «Почему суп красного цвета?» С целью расширения представлений об овощах возник  проект «Овощи». В рамках проекта о с детьми провели опыт «Рисование соком моркови и свёклы на бумаге». Для этого отжать сок из овощей и дать детям порисовать. Дети поняли, что в соке моркови и свёклы есть красящие вещества, которыми можно рисовать, окрашивать. Дети сделали вывод: вот почему суп из свеклы получается красного цвета. Конечный результат: совместное творчество родителей и детей - выставка поделок из овощей «Огородные фантазии».

3. Во время беседы о зимующих птицах у детей возник вопрос «Что кушают птицы зимой, когда на улице очень холодно и много снега?» Так появился проект «Зимующие птицы»

 4. Огород на подоконнике» организуется для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур. Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука. Дети учатся наблюдать за результатом своего труда. Узнают о пользе выращенных растений, о том, что без воды, света и тепла растение не выживет. Все это способствует накоплению экологических знаний и понятий, обогащает экологический опыт детей.

5.Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, под руководством педагога наблюдают, ухаживают за ними. Основным содержанием наблюдений детей младшего возраста в уголке природы становятся рост и развитие растений, изменения, происходящие с ними в зависимости от сезона. Дети должны знать, что растения нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании.

7.С детьми данного возраста можно проводить экологический проект «Волшебный песок». Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится). Такой проект способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

9.Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно –развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе необходимо организовать экологическое пространство,

-где находятся: мини-макеты леса, фермы, бабушкиного двора, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов,

-мини-коллекции семян, орехов, шишек, камней, материалы для ухода за растениями, для экспериментирования, дидактические игры.

Каждый проект воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Формы и методы разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

     Участие в выращивании цветов, овощей, подкормка птиц в зимнее время –это хорошие условия для выработки у детей навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде.

Значительное внимание уделяется работе с родителями, заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.

Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает малышам увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.

Внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада, в том числе именно экологической направленности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным задачам обучения.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Воспитатель МАДОУ "ЦРР-детский сад №4" г. Агидель
Дата публикации: 01.03.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ислибаева Л. А. Система образовательной работы с младшими дошкольниками на основе организации различных тематических экологических проектов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/102546-vystuplenie-na-gmo-po-teme-sistema-obrazovatelnoj-raboty-s-mladshimi-doshkolnikami-na-osnove-organizatsii-razlichnykh-tematicheskikh-ekologicheskikh-proektov (дата обращения: 02.05.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию