Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Развитие музыкальных способностей у детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
« Музыка лечит душу» (надпись на инструментах средневековых мастеров)
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями
здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении
мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в
ограниченном общении с природой, недоступность ряда культурных
ценностей, а иногда и элементарного образования.
В современном обществе велика потребность в инклюзивном
образовании, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные,
социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности,
предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс
обучения и воспитания (развития и социализации).
Главная цель обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья – адаптировать и интегрировать таких детей в общество их
сверстников.
Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития, в
первую очередь, начинают заниматься лечением, и забывают о
воспитательно-образовательном процессе, который также важен таким
детям. Причем чем раньше он будет начат, тем эффективней будет его
воздействие. По мнению ученых, заниматься такими детьми нужно
именно в дошкольном детстве, в так называемый период сензитивного
развития (особой восприимчивости), когда детский мозг пластичен и
результаты могут быть положительными.
Музыка лечит не только душу, но и тело. С помощью музыки можно
бороться и с таким грозным недугом нашего времени, как детский
церебральный паралич.
Цель музыкального воспитания для детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата: создание условий для всестороннего развития
ребенка и его адаптации к социальной среде.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- способствуют овладению определенными видами двигательно-
моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
- исправляют речевые нарушения;
- расширяют и обогащают словарный запас (слуховой восприятие,
память, внимание);
- формируют навыки ориентирования в пространстве;
- активизируют потенциальные творческие способности, побуждая детей
к инициативе, импровизации и др.;
- формируют базу для социализации [1].
Музыкальное занятие имеет следующую структуру:
1.Слушание музыки.
2.Пение.
3.Музыкально-ритмические движения и танцы.
4.Игра на элементарных музыкальных инструментах.
5.Театральная деятельность.
Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к
окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового
внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует
эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на ее звучание, учит
узнавать и запоминать знакомые мелодии.
Пение способствует развитию речи и слухового внимания, развивает
у детей желание петь со взрослыми, воспитывает умение петь в
коллективе формирует певческую установку (позу), развивает дыхание,
дикцию. Простота построения песни, доступность ее восприятия, яркая
образность – все это вызывает положительные эмоции и желание петь.
Песни исполняются в умеренном или медленном темпе. Необходимо следить за
формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания, не допуская форсирования звука как во время пения, так и в
разговорной речи. Песни требуют много кратного повторения в целях
закрепления текста.
Занятия музыкально-ритмическими движениями благотворно
сказывается на двигательных функциях детей с ОВЗ, развивают
ориентировку в пространстве, тренируют память, укрепляют сердечно -
сосудистую систему, повышают общий тонус.
У многих детей движения неритмичны, некоординированы.
Поэтому важно развить у детей чувство ритма и научить их
согласовывать движения с заданным ритмом. Для этого многие
движения дети выполнять под счет и под музыку: хлопки, притопы,
шлепки. Игры, в которых используются движения под музыку, помогают
преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей в физическом
развитии.
Так как многим детям трудно выполнять движения в парах, неудобно
держать друг друга за руки, поэтому мы включаем игры, пляски и
танцы, во время которых дети выполняют движения, располагаясь
свободно по музыкальному залу. Музыка помогает преодолевать
скованность, движения становятся более ритмичными, четкими,
скоординированными. Если в некоторых плясках дети, которые плохо
ходят, выполняют движения сидя на стульчиках, то хороводы мы
стараемся организовать так, чтобы в них могли принять участие все
дети. Движения простые, а рядом с ребенком, имеющим тяжелое
двигательное нарушение, обязательно находится взрослый, который
поддерживает его, помогает выполнить движение, дойти до стульчика.
Учитывая ограниченные двигательные возможности детей, играем
музыку в более медленном темпе во время музыкальных игр и танцев,
упрощаем движения, исключаем бег, поскоки, а иногда исполняем
статичные танцы. Это дает возможность доставить радость от участия в
танцах всем детям. Чтобы вызвать желание прислушиваться к ритму
музыки и двигаться в соответствии с ней, основную нагрузку дать на
руки, при этом использя различные атрибуты (султанчики, ленты,
цветы, листья, платочки и т.д.). При выполнении танцевальных
движений следить за осанкой, положением головы и учить детей
улыбаться.
Участие в играх помогает детям
преодолеть замкнутость, они привыкают к общению, охотнее
включаются в пение, пробуют петь сольно.
Через координационные упражнения под музыку мы развиваем
моторную функцию, координацию, формируем правильную осанку,
походку, укрепляем сердечно - сосудистую систему, подключаем к
разным видам деятельности абсолютно всех детей, независимо от
тяжести заболевания. Движения малышей становятся более
ритмичными, четкими, упражнения приобретают яркость и
выразительность. Ритмические движения, речевые упражнения под
музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое
развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования
таких психических процессов, как мышление, память, внимание,
восприятие. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых
детей, а у расторможенных, наоборот, формирует способность к
концентрации.
В процессе совместной игры на элементарных музыкальных
инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом,
формируются чувство партнерства и произвольная организация
собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей
музыкальные способности, в первую очередь тембровый и
мелодический слух, чувство музыкального ритма.
Список литературы:
1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика, часть 2: учебное пособие,
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 195 с.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и воспитание, программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 4 издание,
Москва, Просвещение 2011, - 268 с.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому»
ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб: Речь, 2000.
4. Журнал Музыкальный руководитель No 1, 2011г., Москва, ООО
Издательский дом «Воспитание дошкольника», статья Синевой Л.В.
«Вера в себя», - 80с.
5. Ладан А. , газета «Здоровье», 2008г., No 14.
6. «Психологическое и социальное сопровождение больных детей и
детей-инвалидов»: Учебное пособие / Под ред. С.М.Безух и С.С.
Лебедевой - СПб.: Речь, 2007. - 257с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/103668-razvitie-muzykalnykh-sposobnostej-u-detej-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 21.11.2024)- Развлечение по ПДД с родителями
- Вместе весело играть
- Деловая игра
- Огород на окне
- Картотека по ОБЖ
- Новогодняя игрушка
- Теремок. Сценарий экологической сказки
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14392 пользователя.
Отзывы