Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Ильина Л.С., учитель-логопед
МБДОУ № 19 «Снежинка» комбинированного вида
г.Северодвинск
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья детей России. По медицинским данным около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; а за годы школьного обучения в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в три раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения.
В настоящее время в системе образования стала актуальной проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Основная задача дошкольного образования заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школьной жизни, к успешному обучению. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений должен основываться на охране здоровья дошкольников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О.В.).
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка (количества видов деятельности на занятиях, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на занятиях.
Нами создаются условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей:
- осуществляется личностно-ориентированный способ взаимодействия педагогов с ребёнком;
-для коррекционной работы имеется логопедические кабинеты, в которых находятся специальная литература, пособия, методики, диагностические материалы, карты индивидуального речевого развития;
- общее санитарно-гигиеническое состояние кабинетов соответствует требованиям Роспотребнадзора: световой, воздушный режим в норме; время проветривания по СанПиНу внесён в график работы учителя-логопеда;
- проводятся коррекционные и развивающие занятия с детьми;
- организуется целенаправленная работа с детьми по коррекции звукопроизношения, развитию других сторон речи в течение всего дня, а не только во время проведения НОД;
- проводятся консультации с родителями в целях повышения уровня их знаний о речевом развитии ребёнка на данном возрастном этапе.
Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится в тесной взаимосвязи логопеда и воспитателей.
В целях соблюдения режима двигательной активности мы проводим динамические паузы после активной интеллектуальной нагрузки в течение дня. Нами создана картотека динамических пауз (физминутки, логоритмические упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом по каждой лексической или фонетической теме). Мы проводим физкультурные и музыкальные праздники и развлечения с речевой нагрузкой.
В целях развития эмоционального мира детей мы используем упражнения психогимнастики, которые направлены на социализацию эмоций, на переживания ребёнком чувства успеха, снятия комплексов и зажимов, связанных с дефектами речи, помогают детям находить приемлемые способы выражения эмоций, в том числе речевые выражения эмоционального состояния. Эти упражнения тоже собраны в картотеке по разным лексическим темам.
Используем мы и упражнения на релаксацию. Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения. Это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Упражнения на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Релаксационные упражнения можно использовать по ходу НОД, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Нами ежедневно проводятся пальчиковые игры, которые влияют не только на развитие речи. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. В нашей группе создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
В комплекс гимнастики после пробуждения обязательно включается самомассаж детей в игровой форме. Нами создана картотека стихотворных текстов самомассажа ног, рук, стопы, спины, головы, лица, аурикулярного массажа. Самомассаж используется и перед артикуляционной гимнастикой, и в качестве физминутки. Использование самомассажа полезно по нескольким причинам. Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Можно использовать без специального медицинского образования. Как лечебное средство массаж и самомассаж были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным. Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека, при регулярном выполнении которого повышается работа иммунной системы организма.
В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, получил широкое применение логопедический массаж. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлекторным, гуморальным и механическим воздействием.
Сущность нервно-рефлекторного механизма заключается в том, что воздействию подвергаются многочисленные нервные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры головного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.
Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на активизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а так же с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может дать начало новым рефлексам.
Механическое воздействие при массаже оказывает влияние на передвижение всех жидких сред организма (крови, лимфы и т.д.). механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных явлений.
Применение логопедического массажа как одной из здоровьесберегающих технологий позволяет дифференцированно подходить к коррекции речевого развития ребенка в зависимости от его неврологической симптоматики.
Для профилактики нарушений зрения нами создана картотека офтальмологических пауз в стихотворных формах по разным лексическим темам. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни, необходимо хорошее зрение. Дети должны понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;
- для укрепления мышц глаз;
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).
В течение дня воспитатели и учитель-логопед проводят артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, которые являются базой для формирования правильного звукопроизношения, плавности, интонированности голоса. Перед артикуляционной гимнастикой можно проводить самомассаж языка по схеме. Здесь нужно быть внимательным – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- укрепить мышечную систему и улучшить подвижность артикуляционных органов (языка, губ, щёк);
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Наиболее физиологичным является диафрагмальное дыхание, которому нужно обучать детей, так как ими преимущественно используется во время речи ключичное или верхнерёберное дыхание, сопровождающееся сильным подъёмом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры. Диафрагмальное дыхание используется в большинстве методов релаксации, к которым относятся биологическая обратная связь и йога. Кроме активизации парасимпатической нервной системы диафрагмальное дыхание позволяет вентилировать нижние доли лёгких, которые при грудном типе дыхания обычно наполняются воздухом недостаточно. При диафрагмальном дыхании происходит ещё и механический массаж органов брюшной полости. Диафрагма как мощный насос помогает «разгонять» кровь по всему организму, улучшая её микроциркуляцию. Нами создана картотека упражнений артикуляционной гимнастики, артикуляционных сказок, дыхательных упражнений, которые можно использовать при изучении разных лексических и фонетических тем.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нём присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие. Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Литература
1.Дронов А.А. Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. -№ 12– с.55.
2.Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
3.Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
5. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
6. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
7. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.
8. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
9. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья//Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.
10. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.
11. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-№4.-С.61-
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ильина Л. С. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104058-zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-rabote-uchitelya-logopeda (дата обращения: 22.12.2024)- Спрячь зайку от лисы
- Дом - детский сад
- Песочная терапия в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста
- Заботливые родители
- Прививки: за и против
- Почему возникает гиперопека
- Гимнастика после дневного сна
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6757 пользователей.
Отзывы