Игра на шумовых инструментах как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Игра на шумовых инструментах как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Современный детский сад – это место, где ребенок «входит в мир музыки» через коллективные музыкальные игры, связанные с ритмическими упражнениями, движениями, пением, музицированием на шумовых инструментах.
Максимальное проявление индивидуальности ребенка происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В современном образовании девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать».
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования детских шумовых инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей.
Один из популярных видов деятельности в детском саду является игра на детских шумовых инструментах, в том числе музыкальное экспериментирование. Это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь вырабатывается стойкий интерес к музыкальному искусству, проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и самостоятельно создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения способствует гармоничному психическому развитию ребенка. Большие возможности открываются у детей, вовлеченных с раннего возраста в групповые формы музицирования, в частности детский шумовой оркестр. И самым излюбленным является оркестр из самодельных музыкальных инструментов.
Ведь именно самодельные шумовые инструменты помогают детям понять, откуда берутся звуки. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Умение ребенком создавать свой маленький собственный музыкальный инструмент, сочинять собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в концертах, на праздниках и досугах, дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.
Все, что может показаться развлечением, в действительности подчинено строго запрограммированному педагогическому замыслу. Играя в игру, дети не заметно для себя усваивают премудрости нотной грамоты, даже не подозревая о существовании музыкального ритма. Дети выстукивают на музыкальных инструментах ритмические рисунки, импровизируют. И все это – игра, в которой он участвует, творчески создавая, а не подражая. Используя в играх шумовые музыкальные инструменты, дети учатся сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, учатся моделировать художественные образ музыкального произведения.
Кроме того, во время проведения занятий-экспериментов с шумовыми инструментами, дети научатся правильно использовать в своей жизни музыку, чтобы она могла служить во благо ребенка.
Музыкальные шумовые инструменты, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами и звучащими предметами. Цель инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой – нибудь железке вполне символично будет соответствовать торжественности природного явления. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствует обогащению музыкального слуха, особенно его темброво – ритмического компонента.
При обучении игре на музыкальных шумовых инструментах дети открывают для себя мир звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений - четче воспроизводят ритм.
Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, развиваем стремление к сотворчеству, обогащая мир каждого ребенка. В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся стук, треск, дребезжание, скрип, шелест, шуршание и т.д.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками используя бросовый материал: пластиковые контейнеры с крупой, деревянные палочки, целлофан, разноцветные мешочки с семечками, бумажными ленточками, половинки скорлупок грецких орехов, нанизанные на нить, связки ключей, бамбуковые палочки, трубочки из под сока и др. Ударным инструментом может служить пустая банка от крема, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды. Именно изготовленные своими руками музыкальные инструменты вызывают особый интерес к музыке и желание озвучивать.
Изготовление шумовых инструментов – это интересная и, приносящая удовольствие работа, которая:
- расширяет знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов;
- вызывает интерес детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах;
- дает возможность применения шумовых музыкальных инструментов на занятиях музыки с другими детьми.
- объединяет ребят, развивая навыки общения в коллективе.
Для успешного проведения игр – занятий на шумовых инструментах советуем соблюдать следующие правила:
- подбирать сказку, стихотворение или рассказ, учитывая их доступность для ребенка и возможность шумового оформления. Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть;
- обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей;
- во время исполнения использовать жесты и мимику, говорить медленно и выразительно, выдерживая паузу;
- не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах, инструменты должны звучать в паузах, иллюстрируя текст;
- инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
- перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание;
- вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом;
- инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
В озвучивании шумовыми инструментами текст составляется так, что после одной – двух фраз ребенку предоставляется возможность что - либо изобразить шумом. Дело это веселое, очень полезное и весьма эмоциональное. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких активизирует слух ребенка. Шумовое оформление сказок требует умение сосредоточить внимание, вслушиваться, быстро реагировать.
Благодаря использованию шумовых инструментов история, сказочка или стихотворение становятся более интересными и яркими.
Шумовые инструменты, сделанные своими руками в нашей творческой лаборатории мы используем не только на музыкальных занятиях, когда подбираем инструмент для озвучивания, а так же включаем самые интересные озвученные сказки, сценки на праздниках и досугах, в театрализованных постановках. Проводим игры – эксперименты со звуками в экспериментальном уголке, расположенном в зимнем саду, где также знакомимся со звуками окружающего мира: музыка ветра, волшебный звон колоколов, музыка воды, пение птиц, шум прибоя, шелест трав и др.
Педагогами ДОУ разработан цикл занятий - экспериментов со звуками в рамках дополнительной образовательной программы Мир звуков. Подключаем к изготовлению инструментов не только детей, но также их родителей, которые с большим удовольствием включаются в совместную деятельность. Выпустили методическое пособие для педагогов и родителей по изготовлению шумовых инструментов своими руками. Открыли страничку на сайте ДОУ «Наша творческая мастерская», где можно посмотреть выставку готовых инструментов, видеоролики выступлений детского шумового оркестра. А также предлагаем литературный ряд для озвучивания шумовыми инструментами .Есть на страничке и форма обратной связи, где можно задавать вопросы.
Предлагаем познакомиться с литературным материалом с использованием шумовых инструментов.
Мышиная история
Цель игры: развивать способность к элементарным музыкальным
импровизациям.
Осенью мышки весь день бегали туда – сюда, собирая запас пищи на зиму. | -барабаним пальчиками (по барабану или пустой коробке) |
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки | -металлофон |
Снежинки покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на снегу появились маленькие следы мышиных лапок | -треугольник |
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки, | -деревянные ложки |
зернышки | -рубель |
Устраивали себе из соломы теплые гнездышки | -шуршим бумагой |
Особенно они любят лакомиться сладкими корешками | -царапаем пластик барабана |
А тем временем на землю каждый день падал снег | - металлофон |
Шумел ветер | -дуем в пластиковую бутылку |
И над мышиными норками намело большой – пребольшой сугроб Но мышкам было очень хорошо под снегом с теплых норках | -ксилофон |
Жил –был шум
Цель: развивать слуховые представления о равномерной метрической пульсации.
Педагог:
-Жил-был ШУМ!
Ел ШУМ:
Дети:
-Хрум, хрум, хрум! - музыкальный мешочек с крахмалом
Педагог:
-Ел суп:
Дети:
-Хлюп, хлюп, хлюп! - музыкальные ключики
Педагог:
-Спал так:
Дети:
-Храп, храп, храп! - бумажный комочек
Педагог:
-Шел ШУМ:
Дети:
-Бум, бум, бум! - тарелки
Музыкальные инструменты для детей – всегда интересны, необыкновенны, притягательны. Их привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместное музицирование и инсценирование.
Музыкальный инструмент для ребенка - это символ музыки. Кто играет на нем - почти волшебник. Для более успешного приобщения к музыкальной деятельности, в руках у ребенка должен быть инструмент. Так пусть же дети станут немножко музыкантами, а мы дадим им в руки инструменты, даже самые простые.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Игра на шумовых инструментах как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104457-igra-na-shumovykh-instrumentakh-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.12.2024)- А ну-ка, девочки
- Развиваем речевое дыхание
- Умение трудиться
- Индивидуальный образовательный маршрут. Академическая одарённость
- Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы теме по «Наша безопасность»
- Оригами как метод развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2740 пользователей.
Отзывы