Воспитание нравственности у старших дошкольников
Воспитание нравственности у старших дошкольников
О.Ф.Пудова
Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8 городского округа Отрадный Самарской области детский сад № 4
Чтобы воспитать в детях нравственность, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.
Воспитание нравственности - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Проводя работу по воспитанию нравственных качеств у дошкольников, необходимо в первую очередь руководствоваться законодательными документами РФ.
С исторических времен человечество задавалось вопросом воспитания нравственности. Многие ученые сформулировали свою точку зрения по этому поводу.
Главными направлениями российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовно-нравственным качествам личности, его успешности, творчеству.
Воспитание и формирование подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей зависит от: исторического строя, идеологии, семейных устоев, окружающей действительности.
В условиях дошкольного учреждения особое внимание уделяется созданию предпосылок к развитию религиозности у детей соответствующими возрасту средствами, основываясь на приоритете положительного, доброго и возвышенного.
Главная особенность духовно-нравственной личности человека – это способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития.
Рассматривая педагогический аспект духовно-нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема духовно-нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс духовно-нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.
Причина необходимости нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Представляется актуальным рассмотрение содержания, факторов формирования духовно-нравственной личности в особой социальной ситуации развития в дошкольном возрасте, когда происходит формирование первоначального, фактического склада личности, развитие свойств и качеств, имеющих большое значение для общего хода становления личности. Такое воспитание предпринято в нашем детском саду.
Основные принципы работы нашего детского сада по формированию нравственных качеств дошкольника следующие:
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
II. Принципы отбора содержания образования.
III. Принципы организации непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, в нашей работе прослеживается несколько направлений:
1. Духовно-образовательное
2. Воспитательно-оздоровительное
3. Культурно-познавательное
4. Нравственно-трудовое
Наша педагогическая работа представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».
В этой работе предусматривается распределение направлений по формированию нравственных качеств дошкольника по пяти блокам:
1 блок - «Моя семья»
2 блок - «Родной город»
3 блок - «Родная природа»
4 блок - «Родная культура»
5 блок - «Родная страна»
Каждая из этих тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка.
Систему работы по формированию нравственных качеств дошкольника можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.
.
Главный результат должен включать в себя наиболее полное усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию им зла.
Итак, работа по этому направлению в практической деятельности, позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, сформировать социально-коммуникативные умения и навыки, этические представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создаются благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.
Данные педагогические условия адекватны и целесообразны для моделирования духовно-нравственной сферы личности дошкольника.
Правильно подобранные педагогические условия позволяют не только моделировать нравственный потенциал дошкольников, но и помогает в общем развитии детей-дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом.
Обязательно должны выполняться условия совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Достоинством системы работы по нравственному воспитанию является разнообразие методов работы с детьми и родителями. Материалом для реализации работы по данному направлению с воспитанниками нашего ДОУ служат: факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания, рукоделие и все виды творческой, художественной деятельности детей, проведение совместных праздников, просмотр слайд – фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, в парк. Детская благотворительность, тематические вечера эстетической направленности, постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания, творческие вечера, организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Психологическим инструментарием для эффективности реализации данной работы по нравственному воспитанию служат различные проективные методики.
Предваряя работу по формированию нравственных качеств у дошкольников, коллектив детского сада №4 исследовал эту проблематику теоретически с различных научных точек зрения.
Был проведен педагогический совет «Формирование нравственной личности дошкольника», на котором были сформулированы цели и задачи в данном направлении. Во второй половине дня специалисты и воспитатели проводили занятия духовно-нравственного, патриотического характера. Это и тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), и постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, и творческие вечера.
Так же 1 раз в месяц проводилась работа с родителями. Менялись формы работы с родителями, чтобы их увлечь и привлечь к совместной работе. Проводились открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка); совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей.
Еще 1 раз в месяц применялись различные формы работы и с педагогическим составом нашего коллектива. Это и педагогические чаепития, и мозговые штурмы, и интеллектуальные игры, и минутки успеха.
Таким образом, работа по нравственному воспитанию дошкольников коллективом детского сада способствует:
- объединению усилий педагогов и родителей в решении воспитательно-образовательных задач по формированию нравственных качеств у дошкольников;
- повышению уровня подготовки родителей в вопросах нравственного воспитания детей; расширению опыта общения родителей с детьми в семейно-бытовой и досуговой деятельности; возрождению традиций и ценностей в семьях воспитанников;
- созданию развивающей среды в ДОУ: повышению компетенций педагогов по данному вопросу и обогащение педагогическими технологиями НОД.
Очевидно, что в результате реализации данной работы произошли положительные изменения в личностных характеристиках старших дошкольников. Это свидетельствует о том, что позитивно влияет на личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Разнообразные формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями всех заинтересовали и сплотили, а также послужили импульсом для дальнейшего развития родительско-детских отношений. Правильно подобранные педагогические условия помогли в общем развитии дошкольников: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом. А если есть динамика, есть развитие, есть хорошие результаты, значит, это правильный путь, путь успеха и достижения нравственных ценностей, путь достижения душевной гармонии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградовой А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».М.,1991
2. Данилина Г.Н.Дошкольнику об истории и культуре России._М.:Арки,2005
3. Петракова И.. Духовные основы нравственного воспитания. М.. 1997.
4. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
5. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пудова О. Ф. Воспитание нравственности у старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104504-vospitanie-nravstvennosti-u-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 24.11.2024)- Саморегуляция эмоционального состояния
- Патриотическое воспитание в системе позитивного социально-коммуникативного развития
- Метеоплощадка в ДОУ
- Сборник развлечений для детей младшего возраста
- Игра как социально-педагогическое средство формирования практических навыков у детей дошкольного возраста по взаимодействию с окружающим миром
- КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ (практические советы)
- Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1635 пользователей.
Отзывы