Финансовая грамотность для дошкольников. Чему и как учить
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для обучающихся, но и для нас – педагогов. Ведь вопрос формирования финансовой грамотности является одним из ресурсов развития нашего общества, а педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в сфере экономики.
Давайте обратимся к понятию, что такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного? Предлагаю определить аспекты финансово грамотного человека:
1. планирует свои доходы и расходы;
2. имеет сбережения;
3. тратит меньше, чем зарабатывает;
4. умеет выбирать финансовые услуги;
5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг.
Так какие же азы финансовой грамотности должны знать воспитанники дошкольного возраста: умение ценить деньги, умение считать деньги, умение зарабатывать и создавать источники доходов, умение экономить и сберегать, умение тратить и жить по средствам, умение возвращать долг, умение делиться.
Детей дошкольного возраста необходимо обучать финансовой грамотности, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, а для этого родители и мы, педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы: что такое деньги? где их взять? как ими правильно распоряжаться.
Учитывая потребность общества и заинтересованность родителей и детей в вопросе формирования финансовой грамотности, в 2021 году мною была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность». Методическое преимущество программы - подача учебного материала через организацию познавательной игровой деятельности. Главное говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Именно через игру дошкольник осваивает и познаёт мир, а сделать экономику понятной помогают сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
Содержание программы «Финансовая грамотность» ориентировано на формирование у дошкольников знаний о понимании и ценности окружающего предметного мира (мир вещей как результат труда людей); взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».
Особый акцент при реализации программного материала делается на развитие у обучающихся личностных качеств: уважение людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; признание авторитетные качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.
Основная цель реализации программы - применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Педагогическая деятельность ориентирована на совместную работу участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог – воспитанник - родители.
Модель педагог - воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения. Проводятся контрольные беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал; овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы, сказок, заучивания пословиц и поговорок. Таким образом, созданные благоприятные педагогические условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д.
Схема педагог - родители включает в себя анкетирование; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью развивать у детей экономические навыки; проведение тематических родительских собраний; проведение совместных праздников и развлечений.
На каждом занятии организую игры, которые способствуют расширению понятия финансовой грамотности у дошкольников.
Упражнение «Финансовая разминка»
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
Упражнение «Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
В вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников особую важность приобретает позиция сотрудничества с родителями. Результативной формой диалога при реализации программы стала форма - чек – лист.
В рамках родительского собрания мною был проведен мастер-класс по разработке чек-листов о финансовой грамотности. Данная форма достаточно проста, понятна, не затрачивает много времени и является универсальной и результативной.
Чек-лист — это список важных дел, ни одно из которых нельзя забыть. В переводе с английского check означает «проверка», а list — «список». Поэтому чек-листы иногда называют по-русски «контрольными списками». По нему легко понять, когда и сколько раз необходимо сделать, то или иное действие. Чек-лист необходимо положить на видное место, чтобы удобнее было контролировать себя и отмечать выполнение дел.
Как составить свой чек – лист:
- определить цель и целевую аудиторию;
- один пункт — одно действие;
- пункты лаконичны и понятны;
- чем более универсальным будет чек-лист, тем лучше.
Посмотреть мультфильм Три кота: поход в магазин | |
Чтение сказки А. Толстого «Приключение Буратино» | |
Посмотреть мультфильм Смешарики: Золотое яблоко | |
Прочитать сказку Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату | |
Посмотреть мультфильм Уроки тетушки Совы: Семейный бюджет | |
Альбом для детского художественного творчества Денежные сказки | |
Устроить семейный поход в магазин День акций | |
Посмотреть мультфильм Фиксики: История вещей |
Общее оформление представляет собой перечень пунктов, напротив которых ставятся галочки — когда тот или иной будет выполнен.
Формирование финансовой грамотности у обучающихся дошкольного возраста – это не просто дань моде, а получение ими практических навыков умения планировать свои расходы, распоряжаться своим бюджетом, понимать особенности профессий и применять финансовые знания в обычных жизненных ситуациях.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Григорьева И. В. Финансовая грамотность для дошкольников. Чему и как учить // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104578-finansovaya-gramotnost-dlya-doshkolnikov-chemu-i-kak-uchit (дата обращения: 14.11.2024)- Я в строители пойду, пусть меня научат
- Картотека игр
- Агрессия у детей: причины возникновения, способы поведения, приёмы коррекции
- Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
- Возрастные нормативы речевого развития детей среднего дошкольного возраста 4 – 5 лет
- Виртуальная гостиная как нетрадиционная форма работы с родителями
- Транспорт
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10542 пользователя.
Отзывы