Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Финансовая грамотность для дошкольников. Чему и как учить

Обучение финансовой грамотности – это новый опыт не только для обучающихся, но и для нас – педагогов. Ведь вопрос формирования финансовой грамотности является одним из ресурсов развития нашего общества, а педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в сфере экономики.

      Давайте обратимся к понятию, что такое финансовая грамотность?  Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного?  Предлагаю определить аспекты финансово грамотного человека:

1. планирует свои доходы и расходы;

2. имеет сбережения;

3. тратит меньше, чем зарабатывает;

4. умеет выбирать финансовые услуги;

5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг.

Так какие же азы финансовой грамотности должны знать воспитанники дошкольного возраста:  умение ценить деньги, умение считать деньги, умение зарабатывать и создавать источники доходов, умение экономить и сберегать, умение тратить и жить по средствам, умение возвращать долг, умение делиться.

         Детей дошкольного возраста необходимо обучать финансовой грамотности, чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, а для этого родители и мы, педагоги, должны объяснить детям следующие вопросы: что такое деньги? где их взять? как ими правильно распоряжаться.

        Учитывая потребность общества и заинтересованность родителей и детей  в вопросе формирования финансовой грамотности, в  2021 году мною была разработана  дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность». Методическое преимущество программы   - подача учебного материала через организацию познавательной игровой деятельности. Главное  говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Именно через игру дошкольник осваивает и познаёт мир, а сделать экономику понятной помогают сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

        Содержание программы «Финансовая грамотность» ориентировано на формирование  у дошкольников знаний о понимании  и ценности окружающего предметного мира (мир вещей как результат труда людей); взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества».

         Особый акцент при реализации программного материала делается на развитие у обучающихся личностных качеств: уважение людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; признание авторитетные качества человека: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие.  

        Основная цель реализации программы  - применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.

        Педагогическая деятельность ориентирована на совместную работу участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог – воспитанник - родители.

        Модель педагог - воспитанник включает в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения. Проводятся контрольные беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал; овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы, сказок, заучивания пословиц и поговорок. Таким образом, созданные благоприятные педагогические условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д.   

       Схема педагог - родители включает в себя анкетирование; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью развивать у детей экономические навыки; проведение тематических родительских собраний; проведение совместных праздников и развлечений.

        На каждом занятии организую игры, которые способствуют расширению понятия финансовой грамотности у дошкольников.

                              Упражнение «Финансовая разминка»

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

- Какое животное всегда при деньгах (свинья)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность.

Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)

                                   Упражнение «Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

В вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников  особую важность приобретает позиция сотрудничества с родителями. Результативной формой диалога при реализации программы стала форма - чек – лист.

 В рамках родительского собрания мною был проведен мастер-класс по разработке чек-листов о финансовой грамотности. Данная форма достаточно проста, понятна, не затрачивает много времени и является универсальной и результативной.

Чек-лист — это список важных дел, ни одно из которых нельзя забыть. В переводе с английского check означает «проверка», а list — «список». Поэтому чек-листы иногда называют по-русски «контрольными списками». По нему легко понять, когда и сколько раз необходимо сделать, то или иное действие. Чек-лист  необходимо положить на видное место, чтобы удобнее было контролировать себя и отмечать выполнение дел.   

    

  Как составить свой чек – лист:

  • определить цель и целевую аудиторию;
  • один пункт — одно действие;
  • пункты лаконичны и понятны;
  • чем более универсальным будет чек-лист, тем лучше.
 

Посмотреть мультфильм

                   Три кота: поход в магазин  

 

Чтение сказки А. Толстого

«Приключение Буратино»

 

Посмотреть мультфильм

                        Смешарики: Золотое яблоко

 

Прочитать сказку

Про доверчивого Мышонка и мамину   зарплату

 

Посмотреть мультфильм

         Уроки тетушки Совы: Семейный бюджет

 

Альбом для детского художественного творчества                   Денежные сказки

 

Устроить семейный поход в магазин

                              День акций

 

            Посмотреть мультфильм

                    Фиксики: История вещей

       Общее оформление представляет собой перечень пунктов, напротив которых ставятся галочки — когда тот или иной будет выполнен.

       Формирование финансовой грамотности у обучающихся дошкольного возраста – это не просто дань моде, а получение ими практических навыков умения планировать свои расходы, распоряжаться своим бюджетом, понимать особенности профессий  и применять финансовые знания в обычных жизненных ситуациях.

                                                                                                        

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
педагог дополнительного образования
Дата публикации: 15.05.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Григорьева И. В. Финансовая грамотность для дошкольников. Чему и как учить // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/104578-finansovaya-gramotnost-dlya-doshkolnikov-chemu-i-kak-uchit (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию