Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников

Консультации для воспитателей

«Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников»

Воспитатель: Чащина С.Н.

Развитие мелкой моторики является одним из важных аспектов в развитии ребенка. Данная проблема волнует многих психологов и педагогов. Все они сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Многих детей объединяет то, что они нуждаются в систематической педагогической работе для подготовки к обучению. Воздействие на детей осуществляется на основе ряда методических принципов: систематичности, последовательности, принцип доступности и др. Тревожно, что исследования ряда авторов свидетельствуют о снижении показателей уровня развития ручной умелости у детей, находящихся на пороге школьного обучения, а Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников.  Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма. В нашей работе большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, «готовность» руки к письму, появляется интерес к познанию окружающего мира. При обучении ребёнка творчеству важно обращать внимание на развитие его личности, способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо создание благоприятных условий дома и в группе детского сада. Следует использовать разнообразные виды художественной деятельности, одна из которых является оригами. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Оригами активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.

           Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. С помощью оригами дети учатся работать руками под контролем сознания, идет развитие пространственной ориентировки, в первую очередь? на листе бумаги, а также относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, и в других они действуют синхронно.

            Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе.

           Обучение технике оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада.  На занятиях по конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети.  Прежде чем приступить к занятиям оригами с детьми, педагог должен сам освоить основы техники складирования бумаги: термины и знаки, принятые в оригами приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм; овладеть складированием классических моделей.

           Перед очередным занятием необходимо приготовить образцы фигурок в двух экземплярах (один в собранном виде, с осуществленной дорисовкой и аппликацией, другой в развернутом), материал для складирования, необходимый каждому ребенку: бумага определённого цвета, формы, размеры, фактуры, клей, карандаши, фломастеры.

         Складыванию каждой фигурки нужно посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складирование фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата, применении для оформления помещений детского сада или кукольного театра.

При выполнении поделок ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями объема и плоскости, усваивает основные процедуры, используемые при работе с бумагой: разметка, сгибание, вырезывание, склеивание, оформление поделки рисунком или аппликацией. В процессе работы развиваются точные движения пальцев, глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.

Для развития мелкой моторики у детей вне занятий можно проводить различные игры, такие как:

  • Рисование по шаблону;
  • Разрезные картинки;
  • Пазлы;
  • Мозайки;
  • Танграмм;
  • Игры со шнуровками и камешками;
  • Пальчиковый и теневой театры;

а так же проводить пальчиковую гимнастику для расслабления пальцев рук.

         Для успешного обучения изготовления игрушек – оригами с детьми нужно выучить базовую формы и условные обозначения, чтобы в дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки.

         На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек. Оригамские сказки помогают найти наиболее короткий путь приобщения детей к одной из самых удивительных форм постижения красот.

Таким образом развивать мелкою моторику рук у детей очень важно, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу.

 

Рекомендации для воспитателей по сопровождению развития мелкой моторики.

  • Организовать обучение в свободное время.
  • В начале занятий использовать пальчиковую гимнастику, подготовить руки к работе.
  • Иметь несколько дополнительных квадратиков, мелкие детали (глаза, язычки).
  • Использовать сказки-подсказки.
  • Изготавливать поделку в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а на первоначальном этапе помогать им.
  • При объяснении называть свои действия, соотносить их с моделью.
  • Выучить названия и изготовления базовых форм.
  • Знакомить детей с условным обозначением.
  • Использовать в работе игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Устраивать конкурсы, выставки по оригами, оформить группу, новогоднюю ёлку, дарить к праздникам.

Литература.

Выгорнов В.В. - Мир оригами. - М., 2013

Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М., 2012

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М., 2014

Лиштван З.В. Конструирование. - М., 2011

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2015. – 22

«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.  Под ред. Е.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ  под ред. Соколовой С.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №3"
Дата публикации: 06.07.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Чащина С. Н. Оригами как средство развития интеллектуальных способностей и мелкой моторики рук старших дошкольников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/105996-konsultatsii-dlya-vospitatelej-origami-kak-sredstvo-razvitiya-intellektualnykh-sposobnostej-i-melkoj-motoriki-ruk-starshikh-doshkolnikov (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию