ТЕСТОПЛАСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Техника «Тестопластика» представляет собой лепку из соленого теста. Она может обучить детей пластике, способствовать развитию у них творчества и мастерства. Образовательную и воспитательную роль лепки, особенно в сфере интеллектуального и эстетического развития ребенка, трудно переоценить. [12]
Посредством тестопластики дошкольники способны быстрее усваивать способы изображения и переходить к самостоятельной работе без демонстрации взрослым, что в свою очередь содействует интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста - тестопластика, входит в группу работ с нетрадиционными материалами, которая пока недостаточно широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность этой темы.[18]
Лепка из соленого теста способствует развитию мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также содействует развитию творческих способностей дошкольников.[21]
Лепка способствует развитию умения ориентироваться в пространстве, овладению целым рядом математических представлений. В процессе работы с тестом у детей исчезают нервозность, излишняя возбужденность, улучшается концентрация внимания, такая деятельность является хорошим средством разгрузки для детей.[21]
В ходе работы дошкольники знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Со временем формируется умение владения соленым тестом. Занятие тестопластикой развивают способность к выделению главных признаков и свойств предметов, к синхронизации работы обеих рук, координации деятельности глаз и рук, то есть к формированию зрительного контроля за движением собственных рук. Посредством занятий лепкой идет развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.[25]
Каждый предмет обладает объемом и воспринимается дошкольником со всех сторон. В это время в его сознании образуется образ предмета. В процессе лепки, опираясь на реальные знания, ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как при рисовании либо аппликации. Значит, ему не приходится обращаться к условному изображению, что является необходимым в иных видах изобразительной деятельности. Помимо этого, лепка положительно влияет на развитие и совершенствование природного чувства осязания обеих рук, активное действие которых способствует более точной передаче формы.[27]
Занятие тестопластикой вызывает у дошкольников лишь позитивные эмоции, стремление к творчеству.
При воспроизведении того или иного предмета с натуры, по памяти либо с опорой на рисунок, дошкольники знакомятся с формой, у них развиваются движения рук, пальцев, то есть мелкая и крупная моторика рук, что содействует речевому развитию. Кроме этого, развивается наблюдательность и фантазия детей. [20]
На занятиях дошкольники учатся лепить людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Многообразие тематики находится в непосредственной связи с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, прежде всего, осуществляет воспитательные цели, удовлетворяя познавательные и творческие потребности детей.
По мнению Н.В. Микляевой, пластичность соленого теста и объемность изображаемой фигуры дают возможность ребенку освоить некоторые технические приемы в лепке быстрее, чем в любом другом виде деятельности, например, в рисовании, так как, передача движения в рисунке представляет собой достаточно трудную задачу, которая требует продолжительного обучения.[5]
В лепке данная задача быстрее находит свое решение: вначале ребенок лепит предмет в статичном положении, а после этого сгибает его элементы в зависимости от замысла.[4] Кроме того, в лепке становится проще передать пространственные отношения предметов, поскольку объекты, как в окружающей действительности, располагаются друг за другом, ближе или дальше от центра композиции. Вопросов перспективы в лепке не существует.
В процессе лепки из соленого теста у дошкольников развивается умение тонкого восприятия формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, формируется точность движений рук, конструктивные способности. Кроме того, у дошкольников развивается способность к планированию работы по осуществлению замысла, к предвидению результата и достижению его. Работа с соленым тестом содействует развитию у дошкольников познавательного интереса, стимулирует к поиску новых действий, позволяет определять физические закономерности, усваивать представления об изменении веществ.[12]
С точки зрения Э.Ф. Лёвочкиной, особое воздействие занятия тестопластикой оказывают на развитие творчества и фантазии детей, что имеет свои характерные черты. Это можно объяснить тем, что лепка представляет собой наиболее осязаемый вид художественного творчества. Каждый предмет обладает объемом, и ребенок воспринимает его с разных сторон. Именно с помощью воображения, на основании воспринятого предмета, в сознании ребенка создается образ предмета.[5]
Как отмечает О.А. Бикбаева, что занятия по лепке из соленого теста не только дают детям возможность освоить определенные умения и навыки, но и формируют у него чувства создателя, творца. Они пробуждают умственную и творческую активность дошкольников, обучают составлять план собственной деятельности, реализовывать задуманное. А если работы ребенка выставляются на всеобщее обозрение или родители являются свидетелями похвалы ребенка за удачно получившееся изделие, то в этом случае восторгу ребенка нет предела. Он будет стремиться испытать это чувство снова, для чего будет более старательно и аккуратно выполнять новые работы, искать новые пути и способы для реализации собственных творческих способностей. Это развивает целенаправленность и усидчивость при создании изделий из соленого теста.[5]
Лепка развивает не только художественные и творческие способности дошкольников. В процессе лепки и развития мелкой моторики пальцев рук, происходит совершенствование речи и мыслительных процессов. Кроме того, лепка оказывает положительное влияние на всю нервную систему в целом. Именно по этой причине возбудимым, шумным и активным дошкольникам часто советуют заниматься лепкой. Роль лепки из соленого теста сложно переоценить, в особенности в сфере интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста.[28]
С.П. Фардзинова отмечает, что это особенный процесс, потому что лепка из теста – самый осязаемый вид художественного творчества.[5] Благодаря тому, что с помощью лепки появляется предмет, ребенок может воспринимать его с разных сторон, соответственно формируя его полный образ, давая свободу своему воображению. Занимаясь лепкой, ребенок приобретает определенные навыки и умения, обогащая свой кругозор, воспитывается художественный вкус, усидчивость. Безусловно, лепка из теста оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребёнка, способствует психологической разрядке. Лепка из теста способствует расширению кругозора и словарного запаса, содействует развитию творческого мышления, формирует художественный вкус, способность к наблюдению за предметами и явлениями окружающего мира, воспитывает усидчивость, формирует трудовые умения и навыки, воспитывает аккуратность и терпение. Главной особенностью тестопластики является ее тесная взаимосвязь с игрой, поскольку именно она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .
Объемность созданной фигурки побуждает ребенка к осуществлению игровых действий с ней. В ходе занятий лепкой и обыгрывания сюжета дети чаще вступают в контакт как со сверстниками, так и с взрослыми. Таким образом, занятия тестопластикой вызывают у детей дошкольного возраста большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможности проявления собственного отношения к увиденному или услышанному в пластическом виде изобразительного искусства.[17]
Все эти исследования позволяют глубже понять, что для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Тестопластика ориентирована на развитие творческих способностей, Развитие творческих способностей детей предполагает формирование у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений, куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Тестопластика должна предусматривать формирование у детей умения находить необычные пути и способы для создания художественного образа.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Садовникова А. С. ТЕСТОПЛАСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/106390-testoplastika-i-ee-rol-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.11.2024)- О правах и обязанностях
- Соблюдай правила дорожного движения
- Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в определении детей, нуждающихся в КРР
- Учебная мотивация
- Универсальная ловушка для внимания детей- сказкатерапия как метод взаимодействия и развития внимания у дошкольников
- Необычный мяч
- Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через игру с крупами
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2929 пользователей.
Отзывы