Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр, стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр, стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО - основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация развития личности детей дошкольного возраста. В разделе художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора и т. д.; реализацию самостоятельной творческой, музыкальной деятельности детей.
Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка. Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому). Вместе с развитием музыкальных способностей детей особое внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито, для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в хореографии, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности, творческие проявления, способствует развитию речи и её восприятия. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности: пении, слушании музыки, исполнении ритмических движений, игре на музыкальных инструментах. Для воспитанников, которые испытывают затруднения с чувством ритма зачастую на музыкальных занятиях или в индивидуальной работе практикуются упражнения «Звучащие жесты». Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бѐдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. Детям можно предложить декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре.
«Шла Лисица»
Шла лисица вдоль тропинки
Топ, топ, топ, топ
И несла грибы в корзинке
Топ, топ, топ, топ.
Пять опят и пять лисичек
Да-да-да, да-да-да.
Для лисят и лисичек.
Как всегда!
Да!
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –
это всегда радость и удовольствие для детей.
«Братец Якоб»
Просыпайся! Просыпайся!
Топ. Топ. Топ. Топ.
Слышишь звон? Слышишь звон?
Хлоп-хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп-хлоп.
Ну-ка, поднимайся,
В школу собирайся!
Шлеп! Шлеп!
Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!
Щёлк! Щелк! (щелчки)
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомит с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
«Ежик и барабан»
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум – бум.
«Зайчик»
Раз, два, три, четыре, пять! Хлопки.
Вышел зайчик погулять. Прыжки.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет. Ружье.
Пиф! Паф! Выстрелы.
Ой-ой-ой! Испуг.
Убегает зайчик мой. Шлепки по коленям
Пиф! Паф! Выстрелы.
Не попал! Дразнилки.
Быстрый зайчик убежал! Шлепки. «Домики».
«Таря-маря»
Таря-Маря, в лес ходила.
В лес ходила?
Таря-Маря, шишки ела.
Шишки ела?
Шишки ела, вам велела!
Шишки ела, нам велела?
Да!
Да?
А мы шишек не едим,
(щелкают язычком)
Таре-Маре, Таре-Маре
От-да-дим!
«Хохотальная разминка»
Тук, тук, тук! Что за странный стук?
Тук, тук, тук! Может, дятла стук? Стучат в ритме слов сжатыми кулачками.
Синти, бринти –чок! Два щелчка. Хлопок.
Это сверчок! Тр-р-р!
Дзинь, дзинь, дзень.
Дзинь, дзинь, дзень. Скользящие хлопки.
Звенит муха целый день. Ззз!
Эн-зы-бэн-зы, эн-зы-трок!
Скачут зайцы прыг да скок!
Шлеп, хлоп, шлеп, хлоп.
А-ни-ба-ни, та-ра-ба-ни!
Идет лисонька из бани. Шлепки правой и левой рукой.
Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Хлоп-хлоп, хлоп. Хлоп-хлоп, хлоп!
В речке плещется уха!
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп.
Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Вот какая петуха!
Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Надоела чепуха!
Всё!
«Мышки»
Вышли мыши как-то раз
Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш.
Поглядеть который час.
Ш-ш. Ш-ш.Ш-ш. Ш-ш.
Раз, два, три-четыре!
Хлопки.
Мыши дернули за гири. II II II II
Вдруг раздался страшный гром!
Бом, бом, бом, бом! Бом! Бом! Бом!
Убежали мышки вон
«Едем на тележке»
Едем, едем на тележке
Распевать в лесу потешки
Скрип, скрип, скрип.
Скрип, скрип, скрип.
Листья шуршат
Ш-ш-ш-ш.
Птички свистят.
Фить-цирю, фить-цирю.
Белка на ветке орешки все грызет.
Цок-цок. Цок-цок.
Рыжая лисица зайчишку стережет.
Едем, едем на тележке
Распевать в лесу потешки.
Скрип, скрип, скрип.
Скрип, скрип, скрип.
Ручеек журчит, в речку он бежит.
Болтают язычком.
Долго-долго ехали, наконец приехали! Ух!
«Пальмы»
Дети стоят в кругу, сцепившись мизинцами
Всюду песок, всюду песок,
Приставной шаг на каждую четверть
А на песке из следов кружок.
Одиноко дремлют пальмы и качаются на ветру.
Одиноко дремлют пальмы.
Расцепляют и поднимают руки, качают ими.
Что-то шепчут нам поутру
Легко потряхивают кистями, опуская руки.
Вправо шажок, вправо шажок –
Приставной шаг на каждую четверть
И на песке из следов кружок.
Пятка-носок, пятка-носок –
И на песке из следов кружок. Покачиваются с пятки на носок
«Ора-Ора»
О-ра, о-ра, о-ра-ра!
О-ра-ра!
Три фасольки, два боба.
Два боба.
Побежали в огород,
В огород.
Положил их прямо в рот!
Вот!
«Чудеса в решете»
Играет кот на скрипке:
Тили-тили, тили-тили!
На блюдце пляшут рыбки:
Хлюп-хлюп, люли. Хлюп-хлюп, люли.
Танцуют чашки, блюдца:
Дзинь-дзинь, хо-хо! Дзинь-дзинь, хо-хо!
А лошади смеются:
И-го-го!
«Мы веселые мышата»
Мы веселые мышата,
Нам всегда работать лень.
Мы веселые мышата,
Мы играем целый день!
Парная игра: мышки стоят напротив друг друга и поют песенку, сопровождая ее элементарными «маленькими» движениями – разводят носочки ног, играют «ладушки» указательными пальцами. На последнюю фразу перебегают к другому партнеру
«На стене часы висели»
На стене часы висели
Тик-так. Тик-так.
Тараканы стрелки съели
Хрум-трак. Хрум-трак.
Мыши гири оторвали
Дерг-бом. Дерг-бом
И часы ходить не стали.
Тик. Так. Тр-р..
«Три весельчика»
Жили три озорника I I I
Неразлучные дружки I I I
Жили три весельчака –
До, Ре, Ми.
Жили три озорника I I I
Пели всюду «тра-ля-ля». I I I
Жили три весельчака –
Фа, Соль, Ля.
Жили семь озорников I I I
Пели – что ни попроси. I I I
Жили семь весельчаков –
До. Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
«Тюшки-Тютюшки»
Тюшки-тютюшки,
сделаем хлопушки!
Хлоп-хлоп-хлоп.
Тюшки-тютюшки,
сделаем шлепушки!
Шлепы-шлепы, шлеп-шлеп.
Тюшки-тютюшки,
шлепушки хлопушки.
Шлеп, шлеп-шлеп-шлеп. Хлоп. Хлоп. Хлоп.
Тюшки-тютюшки,
хлопушки-топотушки!
Хлоп. Хлоп-хлоп-хлоп. Топ. Топ. Топ.
Тюшки-тютюшки, бурчушки и молчушки!
«Ранним утром»
Ранним утром на рассвете
Шух-шух-шух.
То ли аист, то ли ветер
Шух-шух-шух.
Пролетел среди берез,
Ффууу!
Новость новую принес.
Ффууу!
И по лесу тут же слухи
Ссшшш.
Полетели, точно мухи.
Ззззз!
Покатился лесом гул:
Гуууу!
То спросонок лес вздохнул,
Гуууу!
И посыпалась роса,
Кап-кап-кап-кап!
Зазвучали голоса…
Аааа!
«Весна»
Ветер в наш лес песню принес
Ш-ш, Ш-ш
Песню пролаял охотничий пес
Гав-гав! Р-р-р-гав!
Волк эту песни провыл на опушке
У-у!
Дружно проквакали песню лягушки.
Ква-ква-ква!
Бык эту песню, как мог, промычал
Му-у-у!
Рысь промурлыкала
Мур-мур!
Сом промолчал.
Филин прогукал,
Ух-ух!
Уж прошипел,
Ш-ш, Ш-ш!
А соловей эту песню пропел.
Тёх-тёх- тёх,тиу-тиу-тёх!
«Что за желтый мячик»
Что за желтый мячик?
Вот, вот, вот!
Прыгает, как зайчик?
Вот, вот, вот!
Он и кисточку принес?
Нес, нес, нес!
Прыгнул с кисточкой куда?
Прыгнул к нам на нос
Что сидел и делал там?
Там, там, там!
Да веснушки рисовал.
Нам, нам, нам!
Всем, всем, всем нарисовал?
Да, да, да!
И друзей своих позвал?
Да, да, да!
Так и льются они в сад!
Да, да, да!
Веселят, смешат ребят!
Да, да, да!
«Дождик: Кап!»
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (ритмично хлопают в ладоши)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают попеременно ногами)
Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперед ладонями)
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук –
Тук да тук I I I
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук I I I
Телеграмму срочно шлет –
Туки-туки-тук. II II I
Что весна уже идет –
Туки-туки-тук. II II I
Что растаял снег вокруг –
Туки-тук, туки-тук. II I II I
Что подснежники вокруг –
Туки-тук. туки-тук. II I II I
Дятел зиму зимовал –
Тук да тук, I I I
В жарких странах побывал –
Тук да тук. I I I
И понятно, почему –
Скучно дятлу одному
Сел сверчок на шесток
Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно шлепать по столу ладошками)
Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)
Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)
Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)
Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)
Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши, шлепок по столу)
А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)
Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)
Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Демкина Н. Б. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр, стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/107183-razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-igr-stikhov-muzykalnykh-proizvedenij-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do (дата обращения: 22.11.2024)- Психологические особенности развития ребенка 3 - 4 лет. Кризис з-х лет
- Опытно-экспериментальная деятельность в раннем возрасте как средство формирования элементарной экологической культуры
- Консультация для воспитателей "Развитие эмоциональности и выразительности детей старшего дошкольного возраста в музыкально-театрализованной деятелности"-
- Птицы зимой
- Играем с детьми во время самоизоляции
- Скоро в школу
- АНГЛИЦИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ УГРОЗА