Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр, стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

            Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр,         стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

                В соответствии с требованиями ФГОС ДО - основным ориентиром в работе педагогов стали социализация и индивидуализация развития личности детей дошкольного возраста. В разделе художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок  ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства  формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора и т. д.; реализацию самостоятельной творческой, музыкальной деятельности детей.

            Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие дошкольника средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.                                                                                                     Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому).  Вместе с развитием музыкальных способностей детей особое  внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.             Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито,  для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в хореографии, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.                                                                                                                            Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности, творческие проявления, способствует развитию речи и её восприятия. Ритм присутствует во всех видах музыкальной деятельности:  пении, слушании музыки, исполнении ритмических движений, игре на музыкальных инструментах.  Для воспитанников, которые испытывают затруднения с чувством ритма зачастую на музыкальных занятиях или в индивидуальной работе практикуются упражнения   «Звучащие жесты».                                                                                                                                 Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бѐдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.                                                                                               Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса. Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом. Детям  можно предложить декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение; декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно; маршировать; выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку; играть в ударно-шумовом оркестре.

«Шла Лисица»

Шла лисица вдоль тропинки                              

Топ, топ, топ, топ

И несла грибы в корзинке                                  

Топ, топ, топ, топ.

Пять опят и пять лисичек                                    

Да-да-да, да-да-да.

Для лисят и лисичек.                

Как всегда!                                                            

Да!     

Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;

- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;

- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;

- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и  сочинять;

- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –

это всегда радость и удовольствие для детей.

«Братец Якоб»

Просыпайся! Просыпайся!

Топ. Топ. Топ. Топ.

Слышишь звон? Слышишь звон?

Хлоп-хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп-хлоп.

Ну-ка, поднимайся,

В школу собирайся!

Шлеп! Шлеп!

Динь-динь-дон! Динь-динь-дон!

Щёлк! Щелк! (щелчки)

            Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомит  с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

«Ежик и барабан»         

С барабаном ходит ежик, 
Бум - бум - бум! 
Целый день играет ежик, 
Бум - бум - бум! 
С барабаном за плечами, 
Бум - бум - бум! 
Ежик в сад попал случайно 
Бум - бум - бум! 
Очень яблоки любил он 
Бум - бум - бум! 
Барабан в саду забыл он 
Бум - бум - бум! 
Ночью яблоки срывались 
Бум - бум - бум! 
И удары раздавались 
Бум - бум - бум! 
Ой, как зайчики струхнули! 
Бум - бум - бум! 
Глаз до зорьки не сомкнули 
Бум - бум – бум.

 «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять!                                             Хлопки.

Вышел зайчик погулять.                                                 Прыжки.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.                                              Ружье.

Пиф! Паф!                                                                        Выстрелы.

Ой-ой-ой!                                                                         Испуг.

Убегает зайчик мой.                                                       Шлепки по коленям

Пиф! Паф!                                                                       Выстрелы.

Не попал!                                                                        Дразнилки.

Быстрый зайчик убежал!                                               Шлепки. «Домики». 

«Таря-маря»

Таря-Маря, в лес ходила.

В лес ходила?

Таря-Маря, шишки ела.

Шишки ела?

Шишки ела, вам велела!

Шишки ела, нам велела?

Да!    

Да?

А мы шишек не едим,        

(щелкают язычком)

Таре-Маре, Таре-Маре

От-да-дим!

«Хохотальная разминка»

Тук, тук, тук! Что за странный стук?

Тук, тук, тук! Может, дятла стук?                Стучат в ритме слов сжатыми                                                                 кулачками.

Синти, бринти –чок!                                      Два щелчка. Хлопок.

Это сверчок! Тр-р-р!

Дзинь, дзинь, дзень.

Дзинь, дзинь, дзень.                                       Скользящие хлопки.

Звенит муха целый день. Ззз!

Эн-зы-бэн-зы, эн-зы-трок!

Скачут зайцы прыг да скок!

Шлеп, хлоп, шлеп, хлоп.

А-ни-ба-ни, та-ра-ба-ни!

Идет лисонька из бани.                                   Шлепки правой и левой рукой.

Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!            

Хлоп-хлоп, хлоп. Хлоп-хлоп, хлоп!

В речке плещется уха!

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп.

Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Вот какая петуха!

Хо-хо-хо! Ха-ха-ха! Надоела чепуха!

Всё!

«Мышки»

Вышли мыши как-то раз      

Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш. Ш-ш.

Поглядеть который час.

Ш-ш. Ш-ш.Ш-ш. Ш-ш.

Раз, два, три-четыре!

Хлопки.

Мыши дернули за гири.      II II II II

Вдруг раздался страшный гром!

Бом, бом, бом, бом! Бом! Бом! Бом!

Убежали мышки вон

«Едем на тележке»

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки

Скрип, скрип, скрип.

Скрип, скрип, скрип.

Листья шуршат                        

Ш-ш-ш-ш.

Птички свистят.

Фить-цирю, фить-цирю.

Белка на ветке орешки все грызет.

Цок-цок. Цок-цок.

Рыжая лисица зайчишку стережет.

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Скрип, скрип, скрип.

Скрип, скрип, скрип.

Ручеек журчит, в речку он бежит.

Болтают язычком.

Долго-долго ехали, наконец приехали! Ух!

 «Пальмы»

 Дети стоят в кругу, сцепившись мизинцами

 Всюду песок, всюду песок,      

Приставной шаг на каждую четверть

А на песке из следов кружок.            

Одиноко дремлют пальмы и качаются на ветру.

Одиноко дремлют пальмы.      

Расцепляют и поднимают руки, качают ими.

Что-то шепчут нам поутру       

Легко потряхивают кистями, опуская руки.                                                  

Вправо шажок, вправо шажок –

Приставной шаг на каждую четверть

И на песке из следов кружок.

Пятка-носок, пятка-носок –

И на песке из следов кружок.     Покачиваются с пятки на носок

 «Ора-Ора»

О-ра, о-ра, о-ра-ра!

О-ра-ра!

Три фасольки, два боба.

Два боба.

Побежали в огород,

В огород.

Положил их прямо в рот!

Вот!   

«Чудеса в решете»

 Играет кот на скрипке:

Тили-тили, тили-тили!

На блюдце пляшут рыбки:

Хлюп-хлюп, люли. Хлюп-хлюп, люли.

Танцуют чашки, блюдца:

Дзинь-дзинь, хо-хо! Дзинь-дзинь, хо-хо!

А лошади смеются:

И-го-го!

 «Мы веселые мышата»

Мы веселые мышата,

Нам всегда работать лень.

Мы веселые мышата,

Мы играем целый день!

Парная игра: мышки стоят напротив друг друга и поют песенку, сопровождая ее элементарными «маленькими» движениями – разводят носочки ног, играют «ладушки» указательными пальцами. На последнюю фразу перебегают к другому партнеру

 

 «На стене часы висели»

На стене часы висели        

Тик-так. Тик-так.

Тараканы стрелки съели  

Хрум-трак. Хрум-трак.

Мыши гири оторвали        

Дерг-бом. Дерг-бом

И часы ходить не стали.    

Тик. Так. Тр-р..  

 «Три весельчика»

Жили три озорника                  I I I 

Неразлучные дружки               I I I

Жили три весельчака –

До, Ре, Ми.

Жили три озорника                  I I I

Пели всюду «тра-ля-ля».         I I I

Жили три весельчака –

Фа, Соль, Ля.

Жили семь озорников              I I I

Пели – что ни попроси.           I I I

Жили семь весельчаков –

До. Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

«Тюшки-Тютюшки»

Тюшки-тютюшки,

сделаем хлопушки!                          

Хлоп-хлоп-хлоп.

Тюшки-тютюшки,

сделаем шлепушки!

Шлепы-шлепы, шлеп-шлеп.

 Тюшки-тютюшки,

шлепушки хлопушки.

Шлеп, шлеп-шлеп-шлеп. Хлоп. Хлоп. Хлоп.

Тюшки-тютюшки,

хлопушки-топотушки!

 Хлоп. Хлоп-хлоп-хлоп. Топ. Топ. Топ.

Тюшки-тютюшки, бурчушки и молчушки!

 «Ранним утром»

Ранним утром на рассвете                              

Шух-шух-шух.

То ли аист, то ли ветер                                    

Шух-шух-шух.

Пролетел среди берез,                                    

Ффууу!

Новость новую принес.                                  

Ффууу!

И по лесу тут же слухи                                    

Ссшшш.

Полетели, точно мухи.                                    

Ззззз!

Покатился лесом гул:                                    

 Гуууу!

То спросонок лес вздохнул,                            

Гуууу!

И посыпалась роса,                                          

Кап-кап-кап-кап!

Зазвучали голоса…                                          

Аааа!

«Весна»

Ветер в наш лес песню принес             

Ш-ш, Ш-ш

Песню пролаял охотничий пес             

Гав-гав! Р-р-р-гав!

Волк эту песни провыл на опушке      

У-у!

Дружно проквакали песню лягушки.  

 Ква-ква-ква!

Бык эту песню, как мог, промычал       

Му-у-у!

Рысь промурлыкала                               

Мур-мур!

Сом промолчал.

Филин прогукал,                                    

Ух-ух!

Уж прошипел,                                       

Ш-ш, Ш-ш!

А соловей эту песню пропел.              

Тёх-тёх- тёх,тиу-тиу-тёх!

 

 «Что за желтый мячик»

Что за желтый мячик?            

Вот, вот, вот!

Прыгает, как зайчик?               

Вот, вот, вот!

Он и кисточку принес?           

Нес, нес, нес!

Прыгнул с кисточкой куда?   

Прыгнул к нам  на нос

Что сидел и делал там?           

Там, там, там!

Да веснушки рисовал.             

Нам, нам, нам!

Всем, всем, всем нарисовал?   

Да, да, да!

И друзей своих позвал?           

Да, да, да!

Так и льются они в сад!           

Да, да, да!

Веселят, смешат ребят!           

Да, да, да!

 

 «Дождик: Кап!»

Птица: кар, кар, кар!

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп!                  (ритмично хлопают в ладоши)

Дождик: кап, кап, кап!                          (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!                   (топают попеременно ногами)

Дети: ха, ха, ха!                                  (вытягивают руки вперед ладонями)

Мама: ах, ах, ах!                                  (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап!                          (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах!                             (топают ногами)

«Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук                                   I I I  

Всем друзьям своим на юг

Тук да тук                                   I I I

Телеграмму срочно шлет –

Туки-туки-тук.                          II II I

Что весна уже идет –

Туки-туки-тук.                          II II I  

Что растаял снег вокруг –

Туки-тук, туки-тук.                  II I II I

Что подснежники вокруг –

Туки-тук. туки-тук.                  II I II I

Дятел зиму зимовал –

Тук да тук,                                  I I I

В жарких странах побывал –

Тук да тук.                                  I I I

И понятно, почему –

Скучно дятлу одному

 

 

Сел сверчок на шесток

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок      (попеременно шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели                           (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки        (попеременно щелчки пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно выставлять правую, левую руки;                                                                                   два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды     (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно щелчки пальцами, притопы                                                                                                                               ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно выставлять правую, левую                                                         руки; два раза пошлепать по плечам, скрестив руки)

Бух, бух, бух                                                             (хлопок в ладоши над головой)

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
Музыкальный руководитель МБДОУ №34
Дата публикации: 01.10.2022
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Демкина Н. Б. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством игр, стихов, музыкальных произведений в ДОО в соответствии с ФГОС ДО // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/107183-razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-igr-stikhov-muzykalnykh-proizvedenij-v-doo-v-sootvetstvii-s-fgos-do (дата обращения: 15.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию