Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ и ее роль в речевом развитии ребенка
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ и ее роль в речевом развитии ребенка
Гоголева С.А., учитель-логопед,
МБОУ СОШ п. Прикамский (дошкольные группы п. Прикамский)
Основой для полноценного личностного развития ребёнка может рассматриваться речевое направление. Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды детской деятельности. И от её качества и умения пользоваться ею во всех видах деятельности зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности. В нашем детском саду для детей с нарушением речи созданы специальные условия, коррекция речи и ее развитие осуществляется в логопедическом пункте, который обеспечивает специализированную диагностическую и коррекционную работу с детьми дошкольного возраста (3-7 лет), а также консультационную помощь родителям и педагогам. Условия речевого развития воспитанников, выстраиваем на следующих принципах: информативность, вариативность, полифункциональность, педагогическая целесообразность, трансформируемость, доступность и безопасность.
Логопедический кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, техническими средствами обучения, наглядным и дидактическим материалом. По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на зоны.
Рабочая зона логопеда. Здесь находятся нормативно-правовые документы по организации работы учителя-логопеда. Рабочее место педагога, оснащено компьютером. Компьютер используется не только для оформления документации и подготовки к занятиям, но и при работе с ребёнком на индивидуальных занятиях на этапе автоматизации звуков. Применяется компьютерная программа «Игры для Тигры» и другие компьютерные развивающие игры, а также, выполненные мной, обучающие презентации в программе PowerPoint.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена вместительными шкафами, в которых размещены игрушки, настольные игры и пособия, картотеки игр, упражнений и заданий по всем разделам коррекционной работы, библиотека специальной литературы, иллюстративный материал, подобранный по лексическим темам. На полу имеется удобный ковёр для проведения динамических пауз.
Зона индивидуальной работы. В центре коррекции звукопроизношения расположено зеркало с дополнительным освещением. В закрытом контейнере хранятся зонды, шпателя для постановки звуков и материалы для обработки инструментов. В этом же центре находятся рукавицы «Язычки», звучащие слова в картинках и предметах, звуки-человечки: гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки–паронимы. Хозяин центра - сказочный персонаж Звуковичок. Магнитофон, оснащенный фонотекой звуков окружающего мира, СД–дисками, использую на разных этапах коррекции звукопроизношения.
Центр дыхания, фонального и зрительного восприятия содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания, игрушки, музыкальные инструменты, шумовые коробочки, картинки с эмоциями, зрительные сигналы, таблицы, картинки.
Центр развития мелкой моторики оснащён играми с прищепками, катушками, крышками, играми-шнуровками, картотекой схем для игр со счетными палочками, трафаретами, мозаиками. А также массажными ковриками «Травка», тренажёром «Ёжик», шариками и кольцами Су-Джок, «сухим бассейном», волчками, бусами.
Образовательная зона. Центр обучения грамоте оснащён схемами для разбора слов, предложений, магнитной доской и «Домиками звуков», азбукой, символами звуков, а также демонстрационным и игровым материалами, слоговыми таблицами, карточками с текстами для обучения чтению, картотекой игр по обучению дошкольников грамоте и чтению.
Центр развития лексики, грамматики и связной речи содержит схемы, модели, мнемотаблицы. На стенде оформляются материалы изучаемой лексической темы, а также размещены игры и пособия на формирование лексики и грамматического строя речи.
Информационная зона оборудована стендом «Советы логопеда», в котором располагается сменная информация для педагогов и родителей по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, подборка консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей, информационные буклеты и презентации.
Таким образом, развитие ребенка во многом зависит от нас, от того, как устроена предметно-пространственная среда их жизни, из каких дидактических пособий, игр и игрушек она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гоголева С. А. Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета ДОУ и ее роль в речевом развитии ребенка // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/107378-razvivayushchaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-logopedicheskogo-kabineta-dou-i-ee-rol-v-rechevom-razvitii-rebenka (дата обращения: 22.11.2024)- Логомер-2
- Народная игрушка
- Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования
- Актуальность работы по формированию нравственных качеств дошкольников
- Сотрудничество с родителями по воспитанию у детей положительного отношения к семье, семейным традициям и ценностям как условие создания единого пространства развития ребенка
- Космос
- Аппликация