Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Оригами как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте

Консультация для воспитателей

«Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте»

 Воспитатель: Чащина С.Н.

Уважаемые воспитатели!

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить «оригами». Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадратика разнообразных поделок и игрушек. Искусство складывания из бумаги – оригами – родилось в Японии около пятнадцати лет назад. Сейчас же оригами увлекаются и взрослые, и дети всего мира. В развитии детей, оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Основной материал для занятий по типу оригами – бумага ярких цветов. Бумагу выбирают определенного тона, в зависимости от того, что решено сделать, чтобы цвет совпадал с образом предметов или объектов, например, лису, белку, складывают из оранжевой бумаги, а для зайца берут белый или серый цвет.

Сколько удивительных возможностей таится в таком, казалось бы простом материале, как бумага. Бумага играет важную роль в жизни человека, хотя и является привычным атрибутом повседневности. На ней можно написать роман, нарисовать картину, её можно измять и расправить снова, чтобы отыскать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что лист бумаги настолько пластичен, что из него можно лепить, создавая удивительные, совершенные формы.

Педагоги высоко оценивают её возможности в развитии творческих способностей детей. Техника бумажной пластики столь проста, что заниматься ею можно с годовалым малышом. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага как материал для детского творчества несравнима ни с чем. Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики.  

Оригами - это искусство, которое:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышает самооценку.  

Общие правила при обучении технике оригами:

  • Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;
  • Заготовка должна иметь точно квадратную форму;
  • Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;
  • Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;
  • При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;
  • Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;
  • Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;
  • Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;
  • После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания;

В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Вывод: занятия оригами положительно влияют на развитие всех психических функций детей. Не менее важна и воспитательная функция занятий оригами, чтобы выполнить работу надо затратить достаточное количество времени, сидя за столом, следовательно, вырабатывается – усидчивость. При этом надо соблюдать постепенность усложнения поделок. Сначала детей следует учить складывать фигурки по произвольным линиям, затем по намеченным. Сначала в поделке малое количество сгибов, затем все больше и больше. Сначала поделка состоит из одного листа бумаги – затем из нескольких. Однако не будем забывать, что эта работа требует аккуратности. Вот и второй навык. Чем аккуратнее действия ребенка в процессе труда, тем красивее поделка.

Следовательно: оригами положительно влияет на развитие и воспитание детей, реализует многие задачи, содержащиеся в повседневной жизни.

Перспективное планирование для средней группы

Занятия

Содержание

Методы

Материал

Связь с другими видами деятельности

«Грибок»

Учить складывать квадрат по диагонали, загибая острые углы к центру шляпы.

Соберем грибы для ежика.

Квадраты разных размеров.

Беседа о грибах, заучивание стихов, отгадывание сказок.

«Домик»

Учить сгибать квадрат пополам, загибать стороны к центру.

Сделаем домик для кукол.

Квадраты разных цветов 12X12, труба, окошки.

Наблюдение за домами на улице, из чего они состоят.

«Морковка»

Учить складывать квадрат по диагонали, затем поперечное сгибание.

Загадывать загадку. Рассмотреть морковь и сделать для зайчика.

Квадрат оранжевого цвета 14X14, зеленого 5X5 – 3 шт.

Сбор урожая. Игра «Определи на вкус».

«Елочка»

Складывать три квадрата по диагонали, соединять друг с другом.

Стихотворение о елочке, загадки, рассматривание иллюстраций

Зел. Квадраты по 3 шт. 5X5, 7X7, 9X9.

Рассмотрение иллюстраций, заучивание стихов о елочке.

«Собачка»

Учить отгибать уголки назад, закрепить умение складывать квадрат по диагонали, затем поперечно.

Собаке негде жить, сделать для нее домик.

Коричневые квадратики 8X8, 6,5X6,5.

Чтение «Трезор». Рассмотрение иллюстраций.

«Цветы для мамы»

Закрепить умение складывать квадрат в разных направлениях.

Сделаем подарок для мамы.

Квадраты разных цветов 4X4

Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов о маме.

«Лодочка»

Учить сгибать к центру, выворачивать наружу.

Пустим лодочку по ручейку.

Квадраты 10X10

Игра «Ручеек». Пускаем кораблик.

«Кошелек»

Закрепить умение сгибать квадрат пополам и по диагонали.

Сделаем кошелек для игры в магазин.

Альбомный лист.

С/р игра «Магазин»

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Автор:
воспитатель, МБДОУ "Детский сад№3"
Дата публикации: 24.01.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Чащина С. Н. Оригами как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/110915-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-origami-kak-odno-iz-sredstv-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-v-srednem-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 23.12.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию