Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов

Использование мнемотехники в развитии речи детей

дошкольного возраста

 

Пазухина О.А., воспитатель

 

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в системе общего образование, где происходит формирование речи подрастающего поколения.  Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнкаХорошая память — залог успешного обучения ребёнка. Чтобы тренировать память уже в дошкольном возрасте, можно пользоваться различными мнемотехниками.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Для запоминания падежей русского языка -Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительныйродительный, дательный, винительный, творительный, предложный).  В геометрии — Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).                                                                                                                              Что такое мнемотехника?

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».  Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.                                                     

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:                                       

- Развивать связную речь.

- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

- Обучать детей правильному звукопроизношению.                                                          

- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.                                                                                                                      

- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.                                                                                                                            

Основной “секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет, дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научиться представлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраиватьсвязность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Вот и весь “секрет”!     

Мнемотехника строится от простого к сложному:    мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.                                                                               

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.                                                             

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.).                                                                                                       

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:                                                                                                           

-изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д            

-заучивания стихов, потешек;                                                                                                         

-при отгадывании и загадывании загадок;                                                                                   

-при пересказе текстов;                                                                                                                 

-при составлении описательных рассказов.                                                              

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, “спрятать” персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т.д.. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Занятие в средней группе состоит из нескольких этапов:                                                               

Этап 1Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.                              

Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.                                                                                            

Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).                                                                        

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.                                                    

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»                                                                                                                        

 Занятия для старших дошкольников можно построить по другому принципу:                     

Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части.                                                          

Этап 2. Каждая часть кодируется (на начальном этапе – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии).                                                      

Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (ребёнок самостоятельно выбирает цвета карандашей, а может рисовать одним цветом).                                                  

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.                                                                               Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Используемая литература:

 1. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009

 2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005.

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4 4.

4. Интернет-рессурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             Примеры мнемотаблиц                                           

 

 Составление предложений

 

 

 

  Заучивание стихотворений

                                                                                  

 «Почему медведь спит зимой?»

Мишка, мишка,что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед,

Не малина и немёд!

В.Орлов.

 

                                     

Пересказ сказок

Составления описательных рассказов

  

Раздел: Учебные материалы для детского сада
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать материал (1.05 MB)
Автор:
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №3"
Соавтор: Чащина Светлана Николаевна
воспитатель, МБДОУ "Детский сад №3"
Дата публикации: 24.01.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Пазухина О. А. Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/110916-konsultatsiya-dlya-pedagogov-ispolzovanie-mnemotekhniki-v-razvitii-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Скачать сертификат соавтора
  Заказать рецензию на публикацию