ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.
В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные, так и сюжетные картины (серии «Наша Таня», «Зимние развлечения» О.И.Соловьёвой; «Домашние животные» С.Веретенниковой и др.)
Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине, поскольку трёхлетний ребёнок ещё не может составить связного изложения. Как правило, дети ограничиваются перечислением объектов, отдельных их свойств и действий.
На данном этапе главным является научить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы педагога).
Первые картины для младших дошкольников – это картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные), а также несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (серии «Наша Таня» О.Соловьёвой, «Мы играем» Е.Батуриной).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой – выяснить представления и знания детей об изображённом, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины. Основной методический приём – вопросы педагога; они должны быть чёткими, лаконичными. Если ребёнок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.
После беседы педагог сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение, например рассказ писателя о домашних животных, небольшое стихотворение или потешку («Петушок, петушок, золотой гребешок», «Кисонька - мурысенька» и др.).
Во второй младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приёмы. М.М.Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.).
Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. Воспитатель задаёт детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот приём побуждает детей к новым высказываниям.
После занятия картина остаётся в группе на несколько дней. Дети ещё раз рассматривают её, замечают то, что не заметили раньше, высказываются. Педагог руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.
В средней группе становится возможным составление детьми небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинам.
Рассказывание по картине проводится по вопросам и образцу рассказа педагога. Первое время многие дети почти дословно повторяют предложенный образец, но постепенно в их рассказах всё чаще начинают появляться элементы творчества.
В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводя дошкольников к самостоятельному рассказыванию. Так, педагог даёт образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»). Можно ввести рассказывание по плану. Например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: расскажите, где гуляет Таня. Что она делает? Во что играет? Что видно за забором? И т.п.
В старшей и подготовительной к школе группах в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. К рассказам детей предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Рассказ-образец даётся в старшей и особенно в подготовительной к школе группах для обобщённого подражания, а не для простого воспроизведения. Используются литературные образцы. В некоторых случаях бывает целесообразным просто подсказать детям возможный сюжет или же наметить основные этапы его развития.
Меняется роль педагога – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
В работе со старшими дошкольниками широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. В таких случаях педагог ставит ряд вопросов, которые как бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображённому, ребёнок приобретает умения, необходимые для самостоятельного рассказывания.
Интересно проходит составление коллективного рассказа. Один ребёнок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображённые на картине, третий – последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. На таких занятиях необходимо воспитывать у детей умение оценивать рассказы (и содержание, и форму) друг друга, подмечать удачные слова и выражения, точно отражающие содержание картины или метко характеризующие события, поступки персонажей.
Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом педагог должен ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети будут достаточно свободно владеть навыками рассказывания, им можно предложить две или несколько картин (знакомых или совсем новых) для составления рассказа по любой из них на выбор (например, картинки на тему «Наш участок зимой и летом»). Это даёт возможность каждому ребёнку выбрать наиболее интересный для него или же наиболее доступный сюжет.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времён года, погоды, персонажей и т.п.).
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Лаптева О. Ю. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/111041-konsultatsiya-dlya-pedagogov-doo (дата обращения: 23.12.2024)- Здоровое питание
- Музей как средство речевого развития детей дошкольного возраста
- Ребёнок и книга
- Рекомендации родителям. Лексическая тема Зима
- Основные проблемы адаптации ребёнка к школе
- Топиарий из салфеток – дерево счастья
- День рождения помидора
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2837 пользователей.
Отзывы