Театр в жизни ребенка дошкольного возраста
Театр в жизни детей дошкольного возраста
(консультация для родителей)
Роль театра в жизни ребенка!
Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в
жизни ребёнка, особенно дошкольного возраста!
Это замечательный кладезь искусства, приобщения к литературе, мировой и
отечественной! Это замечательная игра и самореализация ребёнка! Это познание
себя и самовыражение!
Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного
возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному
воздействию. Театрализация художественных произведений помогает им ярче и
правильнее познавать мир и воспринимать содержание этих произведений.
Театр не только развлечение! Очень важно его воспитательное и познавательное
значение. В этот замечательный период детства начинают формироваться личное
отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте
закладываются нравственные законы жизни. Очень полезно показывать детям
примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Увиденное и пережитое в настоящем театре, особенно их самодеятельные
театрализованные представления расширяют кругозор детей. Дети активизируют
свою речь, учатся вступать в беседу, рассказывать о спектакле друзьям и
родителям. Все это, несомненно, способствует умению вести диалог и передавать
свои впечатления в монологе.
Театр – наиболее распространённая форма организации досуга в детском
саду . Спектакли и представления очень любимы детьми. Сама кукла очень близка
детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства,
поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный
друг вдруг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт,
смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник!
Кукла замечательный помощник воспитателю установить доверительное общение с
ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей.
Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно
младшего возраста, быстрее идёт на контакт. Он охотно беседует, отвечает на ее
вопросы. Дети скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с
взрослым. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более
открытым, смелым, раскрепощеным.
Детская фантазия безгранична, психика податлива, а ум гибок. И пока кукольные
персонажи преодолевают препятствие за препятствием, ребенок тоже учится
справляться с трудностями, быть настойчивым и смелым – он приобретает
жизненный опыт.
Вместе с куклой может проигрываться сложная жизненная ситуация, в которой
малышу непросто разобраться. А какая палитра эмоций: волнение, напряжение,
радость, сопереживание!
Однако им интересен не только просмотр самого спектакля в настоящем театре, но и
участие в своих собственных представлениях. Подготовка декораций, кукол, создание
и обсуждение сценариев – замечательное поле деятельности для детей и огромные
возможности для творчества!
Яркое оформление, точное слово и музыка - комплекс средств передачи
художественных образов.
Существуют разнообразные виды детского театра!
Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания
потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются
спектакли - миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если
театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли
зрителей, то театр «пяти пальчиков», «плоскостной театр», «настольный театр
деревянных фигурок» или «театр петрушек», создает обстановку по-настоящему
театрального представления! Интерес к такому театру у детей огромен!
Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-
петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс
подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до
«премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Сейчас большое количество замечательного театра для детей из дерева! И
театр «пяти пальцев», «матрёшки», «деревянных фигурок»! Их приятно брать в руки
и «оживлять»!
Сколько замечательно театра можно сделать на пальчики детей из ткани!
Куклы на детей производят сильное и глубокое впечатление, малыши
сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с
куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже
малообщительные дети не остаются равнодушными.
Подготовить декорации и кукол (фигурок) для разных видов театра,
конечно — дело хлопотливое, но возможное и обязательное в любом детском саду.
Уголок театра всегда должен быть доступен детям и быть в активном, ежедневном
пользовании! Как близка кукла детям!
Обязателен в арсенале и театр «масок», или хотя бы изображений
различных героев и предметов просто на голову ребёнку. Дети с большим
удовольствием изготавливают и пользуются потом этими масками!
Обязательно должно быть отведено место для вешалки с костюмами
основных персонажей сказок. Костюмы особенно любимы детям. Замечательное
воплощение детей способствует огромному счастью, дети раскрепощаются, и
начинается замечательное «театральное действие»! Здесь дети сами становятся
участниками театрализованного действия.
Огромный интерес у детей вызывает теневой театр - распространенный вид
инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается
чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности:
неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность
располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара.
Можно осуществить постановку русской народной сказки «Теремок», где все
персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как
«Колобок», «Лиса и кувшин» и др.
Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и
того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что
действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта
выделяются характерные черты (нос, одежда, волосы и т. д.) .
Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех людей: один
должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять
силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все
произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики
персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Можно
привлекать в качестве ассистентов детей.
Взрослому придется читать текст, за несколько действующих лиц, поэтому надо
научиться за каждого героя говорить так, чтобы дети могли по голосу различать
персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался
выразительно, внятно, громко.
Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а
зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким.
Перед вообще знакомством с любым театром, особенно со старшими дошкольниками,
особое место отводится воспитателем знакомству атрибутикой театра, даются такие
понятия как спектакль, театральные зал, сцена, занавес, кулисы, театральная касса и
билет и т. д. особое место отводим знакомству детей с профессиями людей работающих
в театре! Режиссёра, декоратора, бутафора, актёра, гримёра, портного, костюмера,
свето- и звукорежиссёра, билетёра, суфлёра и т. д. Это очень интересная сфера
познания окружающего мира и очень увлекательна детьми.
Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры,
Осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр!
Дети с удовольствием примут и применят полученный опыт в жизни, обыграют с
большим интересом, получат много счастливых минут счастья в театральной игре и
оставят больший жизненный опыт!
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Мурзина С. В. Театр в жизни ребенка дошкольного возраста // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/detsad/raznoe/file/112894-teatr-v-zhizni-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.12.2024)- Нетрадиционные техники рисования
- Как провести лето с пользой
- Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста
- Мастер-класс по сказкотерапии
- ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- Мультистудия в ДОУ
- Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе